Снова и снова вспоминаю один несчастный случай из моей недолгой священнической практики. Случай, оставивший в сердце чувство тревожной, саднящей горечи и боли…

Это было лет семь назад. Во дворе храма ко мне подошла женщина и рассказала, что отец её в тяжелом состоянии находится в больнице, практически при смерти, хоть и в сознании. Женщина хотела знать, чем ему можно помочь с Церковной точки зрения. Естественно я спросил: крещён ли отец? И тут женщина заявила, что отец её хоть и не крещен, но она уверена, что что-нибудь всё-таки можно для него сделать «церковного». Свечку, например, поставить…

Естественно я предложил, пока отец ещё в сознании, с ним поговорить… объяснить важность крещения… и если он согласиться – немедленно окрестить а, может быть, и причастить. Но… Вот это «но» просто сразило меня наповал. Женщина довольно агрессивно вдруг заявила что ей кажется…

Ей кажется, что креститься необязательно… И что Господь смотрит на душу, на сердце человека, а все эти «поповские обряды» необязательны… и свечку она пойдёт и поставит сейчас за папу, а крестить его не станет и никто ей не докажет, что она неправа… Вот так… С апломбом и самоуверенно…

Как я не бился, как не уговаривал её, она только распалялась всё  больше и больше и, в конце концов, просто развернулась и ушла, не желая дальше продолжать разговор с глупым и упрямым попом…

Я буду вспоминать эту историю с  болью, наверное, всю свою жизнь. И эти горькие слова: «А мне кажется…» будут звучать во мне, как предостережение…

До каких глубин безумства может дойти человек, утвердившийся как в точке последней опоры в этом: «Мне кажется…» И ведь таких людей, увы, немало, особенно в наше время – когда, по-видимому, все авторитеты разрушены, все критерии размыты и когда со всех сторон внушается человеку бесовская мысль, что он – он сам и есть главное и единственное мерило истины. Как это горько! К каким ужасным последствиям приводит такое, по слову преподобного Андрея Критского «самоистуканство». Беда, беда да и только…

Нас разучили доверять Откровению… То есть нас приучили считать, особенно в последнее время, что истины нет. Или так – истинно только то, что ты считаешь истиной. Точка. Это ведь целая философия. Простая в своём лукавстве, но действующая безотказно. Слишком сильно в каждом человеке значение собственного «Я», слишком велик соблазн жить «своим умом» и лукавый этим пользуется, внушая самые безумные идеи под видом мыслей самого человека. Впрочем, винить нам нужно в первую очередь самих себя, потому что никакие идеи и внушения, конечно, не властны над человеком, если он не имеет к ним сердечного расположения и сочувствия.

Каждый священник расскажет  вам несколько печальных, а иногда и трагических историй о людях, которые поверили своим чувствам… мнениям… подозрениям. Поверили безоглядно с ревностью поистине достойной лучшего применения. Поверили так истово, что переубедить их, увы, уже не представляется зачастую возможным. И именно это самая опасная черта всякого самообольщения, «черта» в символическом, пограничном значении этого слова. Как только человек перестаёт сомневаться в верности своих суждений и мнений, ощущений и чувств, как только он безоговорочно принимает их за истину в последней инстанции – он переступает черту, вернуться за которую ему будет очень и очень сложно. У человека именно пропадает способность к критическому мышлению. Вот откуда такие совершенно безумные, бессмысленные поступки, такое неадекватное поведение мы замечаем у всех «самосвятцев».

Человек уверен, что может выбирать себе истину по душе, по сердцу, не понимая, что душа и сердце его отравлено греховной, страстной жизнью и нуждается в кропотливом, долгом очищении, что сердце его совершенно не способно бывает отличить лукавство от истины.

Тем более что бесы действуют как искусные фальшивомонетчики. Совсем не так грубо и примитивно, как некоторые себе представляют. Многие наивно считают, что они могут отличить ложь от истины и жестоко расплачиваются за свою самонадеянность. Есть такие мастера в изготовлении фальшивых банкнот, что только эксперты могут отличить подлинную купюру от подделки. А высшие «эксперты» в духовной области это, прежде всего Сам Господь, а затем Его Апостолы и ученики — все те, кто жили и живут Духом Христовым в Его Церкви, опытно проходят путь познания истины. Но что нам эксперты, мы «сами с усами…»

Дорогие, если бы вы только знали, как больно, как горько священнику видеть каждый день безумства, бесовскому разнообразию которых нет числа. Безумства, неосознаваемые уже безумцами вполне и влекущие их к погибели; безумства, единственной причиной которых послужило желание доверять себе и только себе притом, что эта «вера в себя» зачатую ловко и хитро внушена извне и является лишь дешёвой приманкой лукавого.

Но как же это отбросить своё «Я» — скажет кто-нибудь – что это за обезличивающее, уничтожающее человеческое достоинство предложение? Как это отбросить своё «Я», и зачем? А затем, дорогие, что мы совсем не знаем себя, совсем, к сожалению, не знаем, каковы мы на самом деле, то есть какими должны и можем быть. Совсем не понимаем и не чувствуем что значит быть детьми Божиими, а только и знаем, что своё страстное и, в общем, такое жалкое «Я», почитая его чем то важным и даже сверхценным. А между тем это не так совсем. И именно отвергнув себя, взяв крест исполнения Заповедей Божиих – только так мы можем узнать, милостью Божией, кто мы есть на самом деле и в узнавании этом будет великое разочарование, но и неизреченная радость потому, что мы узнаем, что мы – ничто, призванное по благодати стать чадом Божиим. Вот она – великая и счастливая тайна самоотречения, вот она великая и радостная тайна человеческой жизни.

Но тут совершенно резонно кто-то заметит: так что, уж совершенно выходит нельзя себе доверять? Нельзя доверять тем переживаниям и чувствам, подчас глубоким и искренним, возвышенным даже, которые испытывает каждый, наверное, человек?

Здесь придётся кстати известная поговорка: доверяй, но проверяй. А вернее, всем нам надо сверять свои помышления, переживания, мысли и чувства с тем, к чему призывает, чему учит Господь в Своей Церкви. Вот говорят иногда: «А какая разница – в Церкви я или нет. Помолюсь Богу, Бог везде, он меня знает, поможет…» В том-то и дело, что не всё так просто и именно потому, что Господь нас знает. Скажем так: Бог назначается нам встречу в Его Церкви и это не только храм, а вся совокупность установлений, правил, тот строй жизни, который помогает человеку общаться с Богом правильно. Правильно Его славить. И вот, представьте себе, некий человек отвергает это место встречи, назначенное Самим Богом и говорит: А я буду искать Бога в другом месте. Мне кажется, что можно и так…

Что тут скажешь? Искать-то он может, только за его строптивость, за его непослушание и гордость Господь ему вряд ли откроется именно потому, что «Бог гордым противится» (1 Пет. 5, 5), зато очень легко и даже наверняка под видом «бога» придёт обольститель, который именно там и действует с наибольшей свободой, где присутствует гордость и самонадеянность. И станет лукавый морочить голову несчастному человеку, а тот, бедный, будет думать, что он посвящен в сакральные знания и неизвестно ещё как далеко он в этом своём прелестном помешательстве дойдёт. Дай Бог, чтобы этот человек опомнился, остановился и вернулся туда, где Бог, а не лукавый назначил ему встречу. В Церковь Христову.

Не пренебрегайте кажущейся простотой Церкви! Эта простота премудра, она открывает человеку неизреченные глаголы Божией правды, если только человек захочет к ним смиренно прислушаться. И пусть вас никогда, никогда не смущает, что кто-то там что-то делает в Церкви не так. Помните, что Церковь создал Сам Господь и она омыта Его драгоценной кровью. А то, что «кто-то… чего-то… не того-то…». Давайте раз и навсегда закроем эту тему словами Первоверховного апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а человек лжив» (Рим. 3, 3-4).

Источник: Православие и мир

Share 'А мне кажется…' on Facebook Share 'А мне кажется…' on LiveJournal Share 'А мне кажется…' on Twitter Share 'А мне кажется…' on vk.com Share 'А мне кажется…' on Yandex Share 'А мне кажется…' on Email
<< | >>