Архиепископ Михаил - 1968- 1979 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань

Михаил — архиепископ Астраханский и Енотаевский, в миру Михаил Николаевич Мудьюгин. Родился 12 мая 1912 года в Петербурге. В 1929 закончил среднюю школу, после чего поступил в Институт иностранных языков, который закончил в 1933 году. В 1946 году заочно закончил энергетический факультет института металло-промышленности. В 1953 году получил ученую степень кандидата технических наук и, будучи в звании доцента, преподавал в 1953—1957 годах теплотехнику в Ленинградском горном институте. В 1958 году Михаил Николаевич принял священный сан и был сначала священником Вологодского кафедрального собора, а затем перемещен в Казанскую церковь города Устюжны, той же епархии. В 1963 году он овдовел, а в 1964 году заочно закончил Ленинградскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка и истории. В начале 1966 года протоирею Михаилу было присвоено звание доцента, и он был назначен деканом вновь организованного при академии факультета африканской христианской молодежи. 8 октября 1966 года протоирей Михаил был назначен ректором Ленинградской духовной академии, а 31 октября принял иноческий постриг, с тем же именем. 4 ноября 1966 года игумен Михаил был возведен в сан архимандрита. 5 ноября состоялось его наречение в епископа Тихинского, викария Ленинградской епархии. 6 ноября в Троицком соборе Александро Невской лавры состоялась его хиротония. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), архиепископ Ташкентский Гавриил (Огородников), архиепископ Минский Антоний (Мельников), епископ Вологодский Мельхисидек (Лебедев), епископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) и епископ Зарайский Ювеналий (Поярков). 30 июля 1968 года епископ Михаил был назначен на Астраханскую кафедру.
Это было время, когда Церковь пыталась постепенно менять стареющий епископат. Поэтому молодой, деятельный ректор Ленинградской духовной академии и стал епископом Астраханским и Енотаевским. Однако он, приняв на себя новые обязанности, одновременно продолжал свою преподавательскую деятельность в ленинградских духовных учебных учреждениях, приезжая читать лекции из Астрахани. Он также постоянно печатался в «Журнале Московской Патриархии» и других религиозных изданиях; составил учебное пособие для учащихся духовных школ: «Методическое руководство к совершению исповеди». Решением ученого совета Ленинградской духовной академии и семинарии от 27 августа 1970 года Преосвященному епископу Михаилу была утверждена тема магистерской диссертации: «Учение о личном спасении по Священному Писанию и Преданию Православной Церкви», а после защиты диссертации владыке Михаилу 13 июля 1972 года была присвоена ученая степень магистра богословия. С 9 сентября 1977 года он в сане архиепископа.
В период окормления астраханской паствы архиепископом Михаилом уполномоченные по делам религии вербовали священнослужителей в свои негласные осведомители, особенно молодых «батюшек», после их рукоположения. Немногие соглашались на такие предложения, большинство отказывалось. Вот как отец Александр Машенцев рассказывал о таком разговоре с уполномоченным: «Уполномоченный мне говорит: «Докладывать будешь, доносить будешь!» А я ему: «Да, да, да». А сам «дулю» в кармане держу, мол, вот я тебе буду доносить».
В 70-х годах в печати за рубежом появился документ: «Извлечение из отчета Совета по делам религий членам ЦК КПСС за 1974 год», подписанный заместителем председателя Совета В. Фуровым. Отчет этот был озаглавлен: «Церковные кадры и меры по ограничению их деятельности рамками закона». В документе давалась характеристика основной части епископата Русской Православной Церкви, который разбивался автором на три группы. К третьей, вызывавшей наибольшее опасение у автора, группе, своего рода «черному списку», были причислены 17 архиереев, в том числе и епископ Астраханский Михаил (Мудьюгин). Архиереем третьей группы давалась такая характеристика: «Это та часть епископата, у которой в разное время проявлялись и проявляются попытки обойти законы о культах, некоторые из них религиозно консервативны, другие способны на фальсификацию положения в епархиях и сложившихся отношений к ним органов власти, у третьих — замечены попытки подкупа уполномоченных и клеветы на них на должностных лиц местных органов власти».
В книге Д. В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в ХХ веке» говорится так о владыке Михаиле: «Другим «нехорошим человеком» был архиепископ Михаил (Мудьюгин) Астраханский, находившийся в длительном конфликте с государством. Он получил два высших образования: по иностранным языкам и инженера-металлурга. Затем в течение нескольких лет преподавал в Ленинградском технологическом институте. С помощью митрополита Никодима (Ротова) поступил на заочное отделение семинарии. По окончании ее оставляет преподавание, постригается в монахи и рукополагается во священники, что вызвало большой шум в ленинградской прессе. Чтобы на время всех успокоить, митрополит Никодим переводит его в Вологду. Когда же страсти улеглись, он возвращает Михаила в Ленинград, рукополагает в епископы и назначает ректором Ленинградской духовной академии, где он читал курс по советской конституции, превратив его в курс сравнительного изучения современного антирелигиозного законодательства в коммунистических странах. В конце 60 х годов был переведен в Астрахань, где по-прежнему оставался независимым, придерживался «экстремистских убеждений, что пришло время измерить конституцию, предоставив религиозным организациям более широкие права, которые бы уравняли их с другими организациями в отношении избирательного права, предоставив им право выдвигать своих кандидатов на выборах в советские органы всех уровней» (из местной характеристики). Говорят, что епископ открыто возмущался законодательством 1961 года, и не только пытался ограничить власть уполномоченного, но и давал резкий отпор приходским советам».
27 декабря 1979 года архиепископ Михаил был переведен на Вологодскую кафедру. В 1987 году ему исполнилось 75 лет — по уставу Русской Православной Церкви в этом возрасте епископ должен подать прошение об уходе на покой. Многие этого не делают, но владыка, как человек, абсолютно подчинивший себя правилам Православной Церкви, исполнил все в соответствии с буквой закона, причем дважды. На заседании Св. Синода 22 февраля 1993 года было наконец вынесено окончательное решение: «Выразить Преосвященному архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому Михаилу глубокую благодарность за понесенные им архипастырские труды, которые он нес, несмотря на возраст и болезни; освободить его от управления Вологодской епархией с увольнением на покой; просить владыку продолжать свою научно-богословскую и педагогическую деятельность в Санкт-Петербургских академии и семинарии».
Все последние годы жизни архиепископа Михаила также были насыщены напряженными трудами. И это несмотря на то, что владыка почти ничего уже не видел и не мог самостоятельно читать и писать. Но, обладая прекрасной памятью, которую всегда тренировал изучением языков, продолжал оставаться прекрасным лектором, в классическом смысле этого слова, проповедником и собеседником. Несмотря на свои проблемы со зрением, владыка написал и издал за это время две книги: «Основное богословие» и «Русская православная церковность второй половины ХХ века».
В последние годы жизни владыка Михаил приезжал в Великий Новгород, где читал лекции при Государственном университете, на катехизаторских курсах при Софийском соборе. Ездил также читать лекции в Старую Руссу, где его всегда встречали с любовью и интересом ждали в музее Ф. М. Достоевского.
На заседании ученого совета Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии владыка Михаил как действующий профессор был в последний раз 30 августа 1999 года. Тогда он выразил глубокую признательность профессорско-преподавательской корпорации Академии за высокую оценку его деятельности. По сути, это было прощанием архиерея с академией. Архиепископ Михаил до самой своей кончины оставался почетным членом ученого совета Академии.
За свои многолетние архипастырские труды владыка Михаил был награжден орденами Преподобного Сергия Радонежского I и II степени.
О приближающейся смерти владыка старался не думать, хотя и относился к этому вполне спокойно и по-христиански. В последний день земной жизни он сказал своим близким, что его ждут большие изменения. Это было 28 февраля 2000 года. Через некоторое время владыка Михаил тихо отошел ко Господу. Видно, Бог услышал его молитвы, и кончина его была воистину святой, мирной и безгрешной.
Погребен архиепископ Михаил на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, неподалеку от могил санкт-петербургских митрополитов.

Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on Facebook Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on LiveJournal Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on Twitter Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on vk.com Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on Yandex Share 'Архиепископ Михаил — 1968- 1979 гг.' on Email
<< | >>