Архиепископ Никодим - 1912- 1914 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань

Никодим — епископ Астраханский и Енотаевский, в миру Николай Павлович Боков, сын священника. Родился 27 января 1850 года в селе Купли Шатского уезда Тамбовской епархии. В 1872 году, по окончании Тамбовской духовной семинарии определен был псаломщиком и учителем сельской школы в селе Копыле Тамбовской епархии. В 1873 году был рукоположен в сан священника церкви с. Кулаева Казанской епархии, откуда в 1884 году был перемещен в Казанский кафедральный собор. После смерти жены в 1887 году он поступил в Казанскую духовную академию, занимая должность священника собора и председателя Правления Епархиального свечного завода. В 1891 году окончил Академический курс. В мае 1892 года был назначен инспектором Тульской семинарии и 6 сентября того же года пострижен в монашество. В 1893 году он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Симбирской духовной семинарии. 4 августа 1895 года был посвящен в сан епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. Хиротонию, которая происходила в соборе Александро-Невской лавры, совершал Высокопреосвященнейший Паладий (Раев) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в сослужении множества архиереев. В конце 1900 года назначен епископом Приамурским и Благовещенским, откуда 3 ноября 1906 года был перемещен на кафедру епископа Рязанского и Зарайского. С 25 июля 1911 года он уже епископ Полоцкий и Витебский. 8 марта 1913 года последовало его назначение на кафедру Астраханскую и Енотаевскую.
Вот какую характеристику дала епископу Никодиму газета «Колокол» за 1913 год по случаю 40-летия служения владыки в священном сане: «Он владеет особенными качествами делового административного ума, стойкого и независимого характера, большим жизненным административным опытом; заслуживают внимание его объемистые резолюции, в которых он исчерпывающе анализирует и беспощадно критикует подлежащее его суждению дело или вопрос». Большую известность владыка Никодим получил за свой особый «способ благовествования» при помощи устных посланий, обратившей на себя внимание почти всех духовно-периодических изданий.
Служение епископа Никодима на Астраханской кафедре продолжалось недолго. Владыка много заботился о духовно-учебных заведениях, а на воспитанников семинарии, окончивших курс, всегда смотрел как на первых кандидатов в священство, предоставляя им сразу по окончании курса священнические места. Во всех заведениях он улучшил содержание учащихся пищей, и ввиду недостатка в епархии средств на переустройство мужского духовного училища обещал дать им временно из сумм архиерейского дома, тем самым подвигнул вперед долго длящееся дело переустройства училища.
Несмотря на столь краткое время своего служения на Астраханской кафедре, владыка Никодим сумел объездить немалое количество сел епархии. Владыка настоятельно рекомендовал всем священникам регулярно устраивать благовестнические путешествия по приходу с проповедью Евангелия, так как это могло быть лучшим общением пастыря с его пасомыми в их домашней повседневной обстановке.
Много заботился епископ Никодим и об улучшении миссионерского дела в епархии, привлекая к участию в нем не одних только миссионеров, а все духовенство. По благословению владыки 2 февраля 1914 года в Епархиальной библиотеке состоялся публичный диспут с баптистами по вопросу о «крещении младенцев». Событие это было столь неординарное, что привлекло к себе массу участников. Зал библиотеки не мог вместить всех желающих, полиция еле сдерживала толпу у входа, которая напирала своим натиском, выбив стекла у входной двери. Сам диспут был неоднозначен. После долгих споров баптисты, не выдержав, с шумом покинули зал Епархиальной библиотеки. Было это уже в первом часу ночи.
Астма уложила владыку в постель. Приглашенные врачи Телятников, Перельман и другие признали в нем несколько болезней, кроме астмы, болезнь почек и диабет, заявив, что болезнь владыки серьезна и внушает опасения. Поэтому к владыке были вызваны сын, священник из Рязани, и две дочери из Казани. Приезд родственников несколько поднял упавший его дух. Приглашенный из Казани профессор Казенбек подтвердил мнение астраханских врачей об угасавшей жизни и не оставил никакой надежды на выздоровление. Последние дни владыка дышал кислородом и поддерживал свою жизнь посредством вспрыскивания камфары, хотя временами был бодр и жизнерадостен. За это время он дважды исповедывался и причащался Св. Тайн, один раз соборовался, благословлял и прощался со своими родными и окружающими его лицами, просил всех жить по Божьи, и сделал нужные распоряжении относительно своей смерти и погребения. 13 марта 1914 года он скончался. Двенадцать ударов соборного Успенского колокола известили астраханцев о кончине их архипастыря. 15 марта в Троицком соборе произошло отпевание почившего. Гроб с телом владыки был перенесен в нижний Владимирский храм кафедрального собора, где уже была приготовлена могила. Епископ Никодим стал последним из астраханских архиереев, нашедших пристанище в усыпальнице Успенского собора.

Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on Facebook Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on LiveJournal Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on Twitter Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on vk.com Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on Yandex Share 'Архиепископ Никодим — 1912- 1914 гг.' on Email
<< | >>