Боголюбская икона Божией Матери, написанная в XII веке по особой просьбе святого князя Андрея Боголюбского, — древнейшая и первая в России. Ее история тесно связана со знаменитой Владимирской иконой  Богородицы — той самой, которая находится сегодня в музейном храме при Государственной Третьяковской Галерее.

Житие Андрея Боголюбского рассказывает, что когда князь вез Владимирскую икону из Киева в Ростов Великий, лошади с повозкой, на которой был образ, встали и отказывались идти дальше. Святой князь решил разбить лагерь и прилег отдохнуть. В тонком сне, по преданию, ему явилась сама Божия Матерь и повелела оставаться во Владимире, а на месте, где замерли лошади, возвести обитель. В скором времени здесь были воздвигнуты сказочный Боголюбовский монастырь и княжеские палаты.

В память о чудесном событии князь повелел написать образ Пречистой – так, как Она ему явилась. Поговаривали, будто бы он сам сел за эту работу.

С Боголюбской иконой связано множество чудес. Но самое большое чудо – ее сохранность. Во Владимире, где она до сих пор находится, совершаются главные торжества в ее честь.

Сюда уже сегодня со всей страны приезжают паломники, чтобы поучаствовать в крестном ходе. И здесь в сам праздник начнется главное во Владимирской области шествие до стен Боголюбовского монастыря — правда, со списком.

Как известно, именно Андрей Боголюбский установил 1 июля, а по старому стилю – 18 июня, почитание этой иконы. И в течение многих веков, вплоть до 1923 года, когда закрыли Боголюбскую обитель, крестные ходы со святыней из Боголюбова во Владимир и из Владимира в Боголюбово совершались регулярно.

Всенародную любовь написанный по повелению князя образ приобрел очень быстро. Вот что нам рассказал об этом священник Сергий Минин, секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, кандидат исторических наук, доцент Владимирского государственного университета и настоятель студенческого храма равноапостольных Кирилла и Мефодия:

— Летопись свидетельствует, что во время монголо-татарского нашествия хана Батыя, между 1237-1240 годами, монастырский храм в честь Рождества Богородицы был сожжен. Одна только Боголюбская Богородица уцелела. А в 1395 году, во время нашествия Тамерлана, ее вместе с Владимирской иконой увезли в Москву. Народ верил, что это спасет Русь от татар. И в день встречи икон у стен первопрестольной, как мы знаем из церковного предания, Пречистая Дева явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы. И татары бежали. Страна была спасена.

История установления регулярных крестных ходов в честь Боголюбской иконы начинается в XVIII столетии. В 1774 году, после завершения войны между Россией и Турцией, на Родину стали возвращаться солдаты. А вместе с ними, сначала в Москву, а затем во Владимир, пришла моровая язва.

— Болезнь выкашивала сотни людей! Оставалась надежда лишь на помощь Божию, — продолжает отец Сергий. — Народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону для совершения молебна и крестного хода. Но городское начальство некоторое время сомневалось. Один заезжий лекарь их убеждал в том, что при стечении большого количества людей эпидемия усилится. И все же 22 октября икона была внесена из Боголюбова во Владимир, совершены всенародные молебны. Из 200 ранее заболевших умерли лишь трое. Остальные получили исцеление. И в ноябре чума прекратилась. А лекарь восклицал: «Это чудо!».

В тот же год жители Владимира отправили письмо Екатерине II с просьбой разрешить проводить ежегодные крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери. И высочайшее разрешение было получено.

— Сам крестный ход фактически начинался 3 июня – по новому стилю, в праздник Владимирской иконы Божией Матери. А завершался лишь 1 июля. Объясню, почему. На Владимирскую, 3 июня, Боголюбскую икону торжественным шествием уносили во владимирский Константино-Еленинский храм.  И после молебна крестный ход продолжал шествие в центр города, к Успенскому собору. На соборной площади, в присутствии войска, под звон колоколов, звуки военного оркестра и пение хоров, крестный ход встречал епархиальный архиерей. Людей на праздник приходило очень много – до 18 тысяч человек! – восклицает отец Сергий. — Чуть ли не за неделю до его начала все гостиницы были переполнены приезжими.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе. Ее заносили во все храмы, а также частные дома. Совершали перед ней молебны. До 1 июля образ путешествовал по всему Владимиру. А в праздник Боголюбской Божией Матери его возвращали в монастырь.

— Мы эту традицию возрождаем с 1995 года. Ежегодно 1 июля из Владимира в Боголюбовскую обитель совершается крестный ход со списком чудотворной иконы. Возрождается также и традиция принесения его из Боголюбова во Владимир. Первое подобное шествие у нас состоялось 5 июня 2001 года, — завершает батюшка.

Источник: Православие и мир

Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on Facebook Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on LiveJournal Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on Twitter Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on vk.com Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on Yandex Share 'Боголюбская икона Богородицы: и от чумы, и от огня, и от татар…' on Email
<< | >>