В марте Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял ряд решений о реформировании системы духовного образования. Мы уже неоднократно писали о различных аспектах этого шага. Сегодня архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, отвечает на вопросы об изменениях в системе ученых степеней и о том, когда начнутся перемены в духовных школах. Архимандрит Кирилл также недавно назначен проректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святителей Кирилла и Мефодия, поэтому вопросы к нему – и об этом учебном заведении.

— Отец Кирилл, в чем заключаются принципиальные отличия сложившейся в послевоенный период системы богословских ученых степеней Русской Православной Церкви от принимаемой сегодня Болонской системы?

— Необходимо сказать, что послевоенная система ученых степеней – кандидатская степень, магистерская и докторская – формировалась под влиянием светской системы образования, но с достаточной степенью спонтанности, так как в нее включались какие-то дореволюционные элементы, присущие духовным школам. То есть система была достаточно эклектичной, ей не доставало определенной целостности. Главная ее проблема – отсутствие признания со стороны государства, хотя эта сложившаяся система в значительной степени имитировала государственную образовательную систему.

При формировании новой системы ученых степеней мы ориентировались на два фактора. Во-первых, на систему ученых степеней, существующих в странах СНГ. Во-вторых, на международные ученые степени. Для нас главной проблемой было то, что между ними нет полного соответствия. В частности, между кандидатской и докторской диссертациями и западной диссертацией РhD (степень доктора философии). Единственный уровень соответствия – это уровень магистерских диссертаций. И то потому, что в государственной системе этот уровень был введен фактически с нуля, его не существовало в советское время.

В новой системе духовного образования останутся кандидатские и докторские степени, но требования к ним будут соответствовать требованиям, предъявляемых ВАКом. С одним «но»: требования к степеням в России  касаются главным образом процедуры защиты диссертаций – именно это мы и сохраняем. В европейской системе больше внимания уделяется тем компетенциям, которые студент должен приобрести и продемонстрировать в итоге, написав диссертацию. В этом аспекте мы ориентируемся на основы Болонского процесса. Другими словами, мы фактически разводим два аспекта: процедуру защиты и компетенции, получаемые в результате. В первом аспекте, процедурном, мы ориентируемся на российские светские требования. А во втором аспекте ориентируемся на западные стандарты.

Также Общецерковной аспирантуре и докторантуре мы вводим полноценные диссертации научной степени PhD, доктора философии. Осуществляться это будет в партнерстве с некоторыми западными университетами: мы готовы подписать договоры о совместных магистерских и докторских диссертациях, которые полностью будут соответствовать западным требованиям. Мы будем выдавать дипломы европейского образца.

Вот в общих чертах та система, которую мы собираемся в скором будущем внедрять.

— Насколько Болонская система образования эффективнее сложившейся? Какие положительные результаты может принести адаптация под нее духовных школ Русской Православной Церкви?

— Мы не говорим о том, что мы применяем у себя принципы Болонского процесса. Мы только в некоторой степени ориентируемся на них – так же, как и светская система образования в России. Мы лучшее берем и это лучшее пытаемся синтезировать с нашими установками, нашими традициями. Собственно говоря, та системы, которую мы будем осуществлять, носит характер синтетический. В ней соединены элементы светской российской системы, европейской системы образования и лучшее, что есть у нас самих. Безусловно, заимствуя что-то в Европе, мы ориентируемся на то, что нам полезно, то, что нужно нашей духовной системе образования.

Европейская система не является идеальной, но в ней есть много полезных и важных элементов, которые мы хотели бы у себя воплотить, при этом не отказываясь от того хорошего, что есть у нас.

— Как будут соотноситься между собой Общецерковная аспирантура и духовные академии, в чем специфика каждого из этих путей?

— Все эти учебные заведения являются частью единой системы духовного образования. Тем не менее, у каждого учебного заведения, входящего в эту систему, может быть собственная специфика. В частности, Общецерковная аспирантура и докторантура уделяет особое внимание подготовке специалистов в области внешних церковных связей. Особенностью аспирантуры является также то, что пока только тут будут осуществляться магистерские и докторские программы совместно с западными университетами. Общецерковная аспирантура в этом смысле строится по примеру лучших западных европейских университетов.

Мы надеемся, что опыт Общецерковной аспирантуры будет полезен и для других школ, которые входят в систему духовного образования и которым тяжело меняться быстро. Мы рассматриваем Общецерковную аспирантуру как некий питомник, лабораторию, в которой мы в полной мере и в ускоренном темпе намереваемся осуществлять положения новой системы духовного образования с тем, чтобы затем применять приобретенный опыт в других духовных учебных заведениях.

— Как скоро будет внедрена новая система?

— Решение Священного Синода по этому вопросу принято. Мы надеемся, что уже со следующего учебного года некоторые элементы новой системы будут применяться на практике. В частности, Московская духовная академия и семинария сейчас активно разрабатывает новые бакалаврские программы, а мы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре планируем уже со следующего учебного года запустить полноценную магистерскую программу. Что касается диссертаций, то мы начнем уже со следующего года повышать требования к ним во всех учебных заведениях, где пишутся научные работы.

Также мы будем переходить на штатную оплату труда преподавателей духовных школ. До сих пор у нас практически все педагоги получали вознаграждение в зависимости от прочитанных лекций. При штатной же системе оплаты труда они будут полностью вовлечены в жизнь духовного учебного заведения. За этим последуют и иные перемены. Однако когда новая система полностью заработает – я говорить не берусь.

Источник: Татьянин день

Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on Facebook Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on LiveJournal Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on Twitter Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on vk.com Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on Yandex Share 'Духовное образование по лучшим образцам' on Email
<< | >>