Сергей Худиев. Фото: Анна Гальперина, katehon.ru

Это выражение — «две Церкви» чаще всего употребляют определённые светские СМИ, но иногда его можно видеть и в блогах некоторых христиан. Речь идёт не о разных конфессиях, а о разных группах, предполагаемых внутри Православия. Есть мы — правильные, хорошие, носители подлинного христианства, и есть они — формально принадлежащие к «этой организации», в то время как их принадлежность к «мистическому телу Христову» сомнительна.

Причём такое отталкивание может наблюдаться в обе стороны — с одной стороны верные сыны клеймят гнусных либералов, предателей престол-отечества, с другой, немногочисленные, но речистые либералы клеймят продавшихся кесарю и забывших Евангелие представителей «официальной Церкви».

Когда о «двух Церквях» рассуждают внешние — им простительно, они не понимают, что такое Церковь вообще. Но нам непростительно. Нельзя говорить в таком отстраняющем тоне о человеке, который исповедует тот же Символ Веры и приступает к той же чаше.

Этот человек не прав? Весьма возможно. Также весьма возможно, что неправы я или Вы; я помню массу случаев, когда я оказывался неправ — потому, что поддавался гневу (чаще всего), потому, что не имел всей информации, относящейся к делу, потому, что бездумно последовал за людьми, которые, в свою очередь, бездумно последовали за кем-то ещё. Потому, что лично несимпатичные мне люди поддержали определённую точку зрения, а вот симпатичные — другую; потому, что у меня не было времени тщательно разбираться, выслушивать все стороны и взвешивать все аргументы. Много почему.

Этот человек грешит? Это почти наверняка. Мы все тут грешим. Когда вот Вы в последний раз на этой неделе являли пример следования за Христом?

Этот человек бросает тень, позорит, с ним тягостно находиться в одной Церкви, тягостно называться одним именем? Хочется подчеркнуть — этот не с нами! Нас не считайте! Вот тут мы подходим к сути дела.

Я как-то видел забавную фотографию — демонстрация так называемого «чаепития» (tea party), консервативного политического движения в США, которое его оппоненты обвиняли в расизме. И надо же беде такой случиться, что на демонстрацию действительно явился некий юноша в майке с расистским лозунгом. То ли провокатор, то ли искренний расист.

Но организаторы не растерялись, и подошли к молодому человеку, с транспарантом (очевидно, заготовленном на такой случай заранее), на котором было написано «мы не с этим придурком» и стрелочкой, которую они развернули к нему — так что на фотографии, вместо доказательства злобного расизма чайнопартийцев, оказалось ясное заявление того, что они таких не принимают.

Желание сказать «мы не с этими» может возникать из-за того, что мы решительно не согласны, может — из-за того, что «эти» действительно грешат, позорят и бросают тень. Но у членов Церкви — в отличие от членов партии — такой возможности нет. И вот почему.

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра» поем мы на Великой Вечерне, исповедуя тайну Церкви, которая собирается и созидается Святым Духом. Не «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — но «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. (Деян.2:47)»

Как Божественное призвание соотносится со свободой человека — вопрос, в который мы сейчас не будем углубляться, нам достаточно отметить, что Писание утверждает то и другое. Да и мы сами, оглядываясь на свой путь в Церковь, понимаем — нас привёл Господь.

Но Он привёл не только нас — Он привёл тех, кто исповедует Символ Веры и приступает к Чаше вместе с нами. Этот неприятный человек, который стоит рядом с нами — или даже предстоит за нас в Алтаре — здесь по той же причине, по которой в Церкви находимся мы сами. Его (как и нас) призвал Господь.

Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас (Иоан.15:16)». Нам придётся принять этого человека и считать его за своего — потому что Господь считает его за Своего. Нам тяжело это понести? Мы его не несём — его несёт Господь. Он заплатил за этого человека и приобрел его Себе.

Давайте вспомним эту фундаментальную для нашей жизни истину — «Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор.6:20) Это значит, что Господь и Спаситель наш Иисус Христос заплатил цену, цену своей муки и смерти, за нас — за меня, за Вас, и за того человека, которого нам так трудно сносить. Так что нам придётся считать его своим — даже если мы не очень комфортно чувствуем себя в его компании. Возможно, даже, нам придётся допустить страшную мысль — что кто-то не вполне уютно чувствует себя рядом с нами.

Да, мы можем не соглашаться с братом, когда полагаем, что он неправ. Да, мы можем обличать его, когда полагаем, что он грешит. Но есть то, чего мы не можем — мы не можем отказаться считать его братом. Его, как и нас, призвал Христос. В ту же Церковь, что и нас — а это значит, что ни о каких «двух Церквях» мы говорить не можем. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)»

Источник: Православие и мир

Share 'Две Церкви?' on Facebook Share 'Две Церкви?' on LiveJournal Share 'Две Церкви?' on Twitter Share 'Две Церкви?' on vk.com Share 'Две Церкви?' on Yandex Share 'Две Церкви?' on Email
<< | >>