Епископ Сергий - 1896- 1902 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань

Сергий, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Александр Серафимов, был сын пономаря (прежнее название псаломщика) села Пельни Юрьевскаго уезд. Костромской губ.; родился 13 октября 1836 г. Первоначально обучался в духовном училище, затем в Костромской дух. семинарии, по окончании курса в которой в 1858 г., поступил в Московскую духов. академию, где окончил курс в 1862 г. по первому разряду и 28 сентября того же года возведен в степень магистра богословия. 30 октября 1862 г. был определен преподавателем в Костромскую дух. семинарию, а 26 августа 1878 г., будучи уже вдовцем, посвящен во священника к Луховскому Успенскому собору, с оставлением в должности преподавателя семинарии. 7 октября 1882 г. принял монашество; 24 октября того же года возведен в сан архимандрита; 5 декабря 1882 г. посвящен во епископа Выборгскаго, 2-го викария С.-Петербургской епархии; 24 апреля 1887 г. повелено ему быть епископом Ладожским, 1-м викарием С.-Петербургской епархии; 5 декабря 1887 г. назначен на самостоятельную Вятскую ка-»едру, откуда был вызываем для присутствования в Св. Синоде, с 21 мая по 21 августа 1893 г.; 10 августа 1896 г. перемещен в Астрахань, где и скончался 13 апреля 1902 г.; погребен в нижнем Успенском соборе.
Еп. Сергий обладал твердою волею, непреклонным характером, умом положительным. Суждения его были трезвы, мышление ясное и основательное. Отчетливость представления обсуждаемаго предмета, соединенная с свободою и точностью слова, светилась и в его устных беседах. Всегда самоуглубленный, самососредоточенный, он по внешнему виду казался строгим и даже суровым, но в его беседах и действиях отражалась, как в зеркале, отзывчивость его души ко всему доброму или требующему поддержки. Его строгость и суровость были не те, которыя переходят в жестокость, а это была скорее серьезность или самособранность, столь приличныя званию архипастыря, под которыми скрывается лишь желание не довести снисходительности до слабости. В пастырской деятельности он был энергичен. С удивительным терпением и вниманием читал все поступавшия к нему журналы и бумаги от разных подведомых ему учреждений, должностных и частных лиц, налагал на них резолюции, исполненныя знания церковных и гражданских законов. А таких журналов и бумаг к епархиальному apxиерею поступает масса, и труд чтения их есть труд весьма тяжелый, требующий много и времени, и внимания, и знания. Будучи сам ревностным исполнителем закона, долга и порядка, он и от подчиненных требовал строгой законности в действиях, правды, прямоты, соблюдения порядка, постояннаго труда, усердия к своему делу и ревностнаго исполнения своих обязанностей. Делами он продолжал заниматься до последних дней своей жизни, сидя и лежа, когда уже от крайняго истощения не мог ходить. А истощен он был до последней степени. Бывший при нем в последние дни доктор говорил, что такого истощения он никогда не встречал, и удивлялся, как при таком истощении может жить человек. В Астрахань еп. Сергий прибыл, как видно, с зачатками своей болезни, рака желудка, а потому с течением времени, с развитием болезни, при приеме просителей иногда бывал вспыльчивым и раздражительным; но по своей доброте, а может быть и в сознании допущенной им болезненной раздражительности после нередко делал даже больше того, о чем его просили, в пределах, конечно, своей власти.
Еп. Сергий с самаго вступления своего на Астраханскую кафедру особенное внимание обращал на порядок церковных богослужений, на пение и чтение при богослужениях, на благолепие храмов и на правильную живопись св. икон в храмах. По этому поводу он давал указания благочинным, беседовал с священно-служителями при обозрении епархии и при всяком удобном случае, а однажды для беседы о сем собрал всех священно и церковно-служителей г. Астрахани в зал епархиальной библиотеки. По этому же поводу он нередко печатал в Астрах. Епарх. Ведомостях свои распоряжения и целыя статьи, из которых особенно замечательна его статья, под названием: «Руководственныя наставления и указания пастырям церкви об иконописи, церковной живописи, о церковном чтении и пении». Для большей торжественности и благолепия богослужений в высокоторжественные (царские) дни, по предложению Владыки, Совет Кирилло-Мефодиевскаго Братства заготовил и разослал по всем церквам иконы святых, память которых совершается в эти дни, чтобы пред этими иконами совершались «величания» на всеночных бдениях. Астраханское общество, в благодарность за его труды и заботы по устроению церковнаго благочиния, поднесло ему 8 июля 1901 г. панагию и адрес.
Заботясь о просвещении Астраханской паствы, Преосвященный в 1897 г. увеличил состав членов причта при 48 церквах. С этою же целью, чтобы доставить прихожанам более удобную возможность приобретать книги и брошюры религиознонравственнаго содержания, по его предложению, Кирилло-Мефодиевское Братство открыло торговлю такими книгами и брошюрами в свечных лавочках, находящихся в разных частях города.
Eп. Сepгий внимательно относился к духовноучебным заведениям г. Астрахани и принимал близко к сердцу их нужды. Благодаря его вниманию и заботливости, наставники духовно-учебных заведений стали получать значительную прибавку к своему скудному жалованью из сумм свечного завода. Наставники, наприм, семинарии стали получать в прибавку по 300 руб. в год. Эта прибавка имеет весьма важное значение для учебно-воспитательнаго дела в семинарии. Наставники духовных семинарий, люди с высшим, академическим, образованием, в первые пять лет службы получают жалованья по 750 руб. в год за 12 недельных уроков, а потом по 900 руб. В других семинариях существуют параллельные классы, а потому наставники семинарий, имея добавочные уроки, получают за них дополнительное вознаграждение. В Астраханской же семинарии параллельных классов нет, и наставники живут на один только оклад жалованья за 12 уроков. Кроме того, в г. Астрахани жизнь на столько дорога, что в других губернских городах, кажется, нет и подобия такой дороговизны, кроме городов столичных. Но в столичных городах наставники семинарии получают увеличенный оклад жалованья. Нельзя не отметить здесь и того печальнаго явления, что между наставниками духовно-учебных заведений г. Астрахани существует большая смертность. Астраханский климат разрушительно действует на здоровье молодых наставников, назначаемых в Астрахань из верховых губерний прямо с академической скамьи, при том же истощенных научными занятиями в академии. Все это, вместе взятое, вынуждало наставников переходить в другия семинарии. Переходы были ежегодно, а в некоторые годы выбывало по нескольку наставников. Кафедры пустовали, учебновоспитательное дело страдало. Теперь, с увеличением жалованья, жизнь наставников несколько улучшилась, и переходы их стали реже. Поэтому увеличение жалованья наставникам нужно считать одним из важных дел еп. Сергия.
Еп. Сергий известен и своими учеными трудами. Кроме двух томов его сочинений на разныя темы, написанных в разное время, но изданных в Астрахани в 1900 г., особенно замечательна его книга, под названием: «Правила и практика церкви относительно присоединения к православию неправославных христианъ» (историкоканоническое изследование), о которой в свое время были даны повальные отзывы в духовных журналах.
Еп. Cергий, как сказано выше, во время своей тяжелой болезни продолжал заниматься епархиальными делами. Наконец, уже в последние дни своей жизни, он обратился с просьбою в Св. Синод назначить ему помощника. Указом Св. Синода в помощь ему был назначен преосвящ. Тихон, епископ Николаевский, викарий Самарской епархии. Еп. Тихон, во исполнение сего указа, выехал из г. Николаевска 9 апреля на пароходе; но пароход, затертый льдом, простоял на р. Волге несколько дней, так что Преосвященный прибыл в Астрахань только 15 апреля, когда епископ Сергий уже умер, и о смерти его сообщено было уже в Св. Синод. Поэтому телеграммою из Св. Синода от 14 апреля еп. Тихону поручено было управлять Астраханскою епарxиeй впредь до назначения новаго епископа, которою он и управлял до получения указа о назначении на Астраханскую кафедру настоящаго нашего Архипастыря, Преосвященнейшаго Георгия, до 7 мая 1902 года.

Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on Facebook Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on LiveJournal Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on Twitter Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on vk.com Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on Yandex Share 'Епископ Сергий — 1896- 1902 гг.' on Email
<< | >>