Каждый год мы празднуем Рождество Того, Кто являет Собой образ Бога Отца (Кол. 1: 15; 2 Кор. 4: 4; Евр. 1: 3), то есть Его икону. Наше познание о Боге Отце было бы очень ограниченным, если бы Его не открыл нам Сын Божий Воплотившийся (Мф. 11: 27 и Лк. 10: 22), Своим схождением на землю Придавший Божеству образ и икону и таким образом Сделавший доступным для нас путь, ведущий к обожению. Поэтому отвергать Его образ и икону значит отказываться от единения с Ним. Это необходимо твердо сказать в наше время, когда образ, то есть иконы и другие христианские символы, выражающие и воплощающие это священное единение, подвергаются агрессивным нападкам в мире, формально объявившем в качестве «бога» толерантность.

Вы помните о так называемой «борьбе против икон» в Румынии, имевшей место несколько лет назад, когда некоторые наши соотечественники требовали – по мрачной иронии, именно «во имя демократии» – удаления икон из школ, а Национальный совет по борьбе с дискриминацией, в угоду той же «демократии», пришел к выводу о «вредности» святых икон. Вам известно, далее, решение Европейского суда по правам человека, объявившего противозаконным присутствие распятий в школах Италии.

А вам не кажется, что когда-то мы уже видели эти клише? Да… но только это было в «эпоху коммунистической диктатуры», когда наши религиозные символы и проявления преследовались режимом, по меньшей мере открыто провозглашавшим атеистическую идеологию. А на этот раз – сюрприз?! – мы имеем дело с толерантностью, доведенной до фанатизма…

И кто бы мог подумать, что толерантность тоже может иметь своих фанатиков?.. Долгое время лично я считал, что самое большое зло, проистекающее из ложно понятой свободы, – это «культивирование» религиозного равнодушия и индифферентизма. Однако теперь должен признать, что «кто-то» совершенно лишился терпения и яростно бьет копытом, недовольный слишком медленным темпом секуляризации и дехристианизации.

Кому же мешают святые иконы и распятия? В мире, безудержно множащем «изображение» с помощью телевидения и интернета, кого беспокоят священные изображения наших религиозных символов? Вам не кажется несуразным решение властей Европейского Союза о запрете распятий в школах? Или же на самом деле это всё та же одержимость Французской революции, едва успевшей скинуть с себя сталинскую униформу, чтобы нацепить на этот раз европейский галстук-бабочку?

Возлюбленные братья и сестры о Господе!

В декабре 1989 года мы думали, что демократия означает в том числе и религиозную свободу, и поэтому сочувствовали толерантности. А теперь, глядя на то, как «демонизируются» наши христианские символы в угоду какой-то «нетолерантной толерантности», я считаю, у нас есть полное право задаться вопросом: а не имеем ли мы в действительности дело с какой-то «демоно-кратией», а не с демократией как таковой?

Потому что если изображения (очень часто безнравственные), размножаемые телевидением и интернетом, толерантны, то почему же священные изображения, то есть иконы, нетолерантны? Если уличные шествия лиц, требующих узаконивания противоестественных грехов, нравственны, то почему же религиозные символы «безнравственны»? И если проституцию и наркотики требуют, вплоть до высочайшей институции государства, легализовать, то почему же вне закона оказываются распятия? Какие изображения вреднее: священные или безнравственные? Что больше провоцирует извращение человеческой природы и утрату сбалансированности человеческого существа: наши ли религиозные символы или же бесстыдные, вызывающие демонстрации некоторых лиц,нуждающихся скорее во враче, чем в специальных законах? И что больше наносит вред сплоченности семьи и духовному здоровью народа: выставление ли напоказ религиозных символов или легализация и либерализация проституции и наркотиков, пусть даже легких?

Дорогие мои!

Думаю, пришло время задать себе такой вопрос и всем вместе найти на него как можно более ясный ответ: кому мешают наши христианские символы в Европе, если им 2000 лет и все ее народы один за другим родились в купели Святого Крещения и христианского миропомазания? Кого пугает идентичность, более достоверно известная, чем возраст иных европейских народов? Кто заинтересован в том, чтобы столь стремительно менять историю и культуру старого континента, прежде чем он сам начнет агонизировать в когтях секуляризации и дехристианизации, жадно следящих за последними конвульсиями его духовности?

Епископ Слатинский Севастиан (Пашкану)

Поэтому в нынешний столь священный день, когда мы празднуем исполнение более 2000 лет с тех пор, как Слово стало плотью и вселилось посреди нас (Ин. 1: 14) как Икона и Образ Отца, нам остается только молиться и бороться за то, чтобы добро оказалось – как всегда, впрочем, – более сильным, чем зло; чтобы всё святое и ценное у нас никогда не могло быть разрушено по меньшей мере странной логикой демократии, понятой галлюцинаторно. Чтобы мы свято хранили свои религиозные символы, обычаи и священные традиции, чтобы катокглобализации не мог раздавить всё, что еще осталось в нас христианского и румынского: веру и культуру отцов.

Будем молиться Богу Воплотившемуся и потому Изображаемому на иконах и Представляемому священными символами, да сохранит Он нас от всех врагов нашей веры и культуры, как сохранен был Священный Младенец от рук хотящих лишить Его жизни с самого Рождения.

Будем же праздновать Рождество по-христиански и по-румынски, радуясь всему, что получили в наследие от своих предков, и передавая и дальше – своим детям и потомкам – это священное сокровище 2000-летней истории и традиции!

Епископ Слатинский Севастиан (Пашкану)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Episcopia Slatinei

9 января 2014 года

Источник: Православие
Share 'Кому мешают христианские символы' on Facebook Share 'Кому мешают христианские символы' on LiveJournal Share 'Кому мешают христианские символы' on Twitter Share 'Кому мешают христианские символы' on vk.com Share 'Кому мешают христианские символы' on Yandex Share 'Кому мешают христианские символы' on Email
<< | >>