Советы опытного священника

Священник Павел Гумеров

О том, почему и насколько важна проблема детских зависимостей, какова их духовная природа и как с этой проблемой справиться, рассказывает священник Павел Гумеров.

Острота вопроса

Как и любому приходскому священнику, мне постоянно приходится видеть родительские слезы по поводу того, что ребенок теряет себя, теряет друзей, ничего не хочет: ни учиться, ни работать. Не хотелось бы никого пугать, но, пользуясь случаем, призываю родителей со всей серьезностью и ответственностью отнестись к этой проблеме, она имеет тенденцию только к обострению и ухудшению.

Обыкновенно за советами по поводу зависимости ребенка, неважно, какой именно, люди обращаются поздно — детьми надо заниматься, пока они маленькие. Следует хорошо понимать, что ребенку очень легко попасть в зависимость от любой страсти — у него еще слабо развита воля, нет жизненного опыта. Кроме того, дети гораздо более азартны, чем взрослые, у них очень плохой инстинкт самосохранения и в разы меньше, чем у взрослого, иммунитет к подобным искушениям. К тому же, если мы имеем в виду самую распространенную зависимость — игровую, то игра особенно присуща детскому возрасту, потому именно этой зависимостью массово заражаются наши дети.

К сожалению, пока официально игровая зависимость заболеванием не признается, хотя врачи и специалисты во всем мире бьют тревогу. Например, исследования ведущего в Великобритании университета Nottingham Trent University показали, что 12 % от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр. Специалисты считают, чтоигровая зависимость возникает именно из‑за онлайн-игр и, соответственно, является разновидностью интернет-зависимости. Играми, вызывающими самую сильную зависимость, чаще всего считаются сетевые, особенно MMORPG. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. В некоторых странах, например, Китае, Северной и Южной Корее, уже на государственном уровне занялись этой проблемой. Там создаются медицинские учреждения и программы по лечению и профилактике игровой зависимости. В Англии на базе реабилитационного центра Broadway Lodge открыто отделение, специализирующееся на работе с игроманами. Министерство культуры и спорта Южной Кореи разработало специальную программу, призванную бороться с игровой зависимостью, от которой страдает более двух миллионов пользователей в стране. В Китае, где, согласно аналитическим данным, порядка 13 % пользователей Сети зависимы от онлайн-игр или Интернета, еще с 2007 года работает летний реабилитационный лагерь. Министерство информации и связи Вьетнама планирует ввести жесткие ограничения — провайдеров и владельцев игровых кафе обяжут заблокировать возможность играть в онлайн-игры с 10 вечера до 8 утра.

А в нашем обществе пока, к сожалению, отношение к этому весьма и весьма легкомысленное. Родители обычно бьют тревогу, если, например, подросток начинает пить, курить травку, но никакой беды не видят в том, что тот просиживает сутками за компьютером: мол, вырастет, выучится и станет совершенно нормальным человеком. В результате внимание на проблему обращают только тогда, когда ребенок становится уже совершенно невменяемым. Как правило, это происходит в подростковом возрасте, когда с ним тяжелее всего общаться, — это возраст протеста, самоутверждения. Если от маленького ребенка можно шнур от компьютера спрятать и держать всё под контролем, то с подростком это обычно не проходит: он легко может махнуть рукой на все родительские запреты.

Мы живем сейчас в рыночном обществе, которое совершенно не заботится ни о чем, кроме получения прибыли. Выпускаемые компьютерные игры действуют именно по принципу «подсаживания» на зависимость: например, они связаны с каким‑нибудь модным фэнтези, предлагают много уровней, чтобы человек бесконечно играл, получая всё новые и новые ощущения от игры, изменяя условия и ассоциируя себя с героями этой игры. Разработчики предлагают в комплекте с игрой пакет программ собственных сценарных уровней игры, создания собственных персонажей и т. д.

Одним словом, проблема очень большая, и надо осознать всю ее серьезность.

Болезнь и ее природа

Буквально сегодня спросил у знакомого священника, в прошлом практикующего врача: «Что говорят на эту тему врачи и официальная медицина?» Он ответил, что медицина в борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью, в лучшем случае, позволяет добиться лишь устойчивой ремиссии: врачи помогают человеку поправить телесную сторону, очищая его организм от присутствия психотропных препаратов, но вылечить сам недуг они не способны. Почему? Потому что на самом деле речь идет о духовной болезни, и если человек не борется с этой страстью, не лечит свою душу духовными средствами, то очень скоро эта страсть нападает на него с новыми силами. Так обстоит дело и с любой другой страстью. Только в случае алкоголизма и наркомании присутствует психофизическая зависимость химической природы, когда человек без определенных препаратов уже плохо чувствует себя не только душевно, но и физически, а новые зависимостиявляются чисто психологическими — человек зависит от душевных ощущений, эмоций. Обсуждаемая нами зависимость имеет природу скорее духовную, чем физическую, и в этом ее главная опасность! Здесь человек не испытывает, как, например, в варианте с алкоголем и наркотиками, неприятных физических ощущений, которые могут заставить его бороться с болезнью. Ведь в обсуждаемом случае, кроме близорукости и бессонных ночей, в целом все приятно.

Если ребенок «подсел» на игру или Интернет, и особенно в переходном возрасте, вытащить его будет очень тяжело. Известен случай, когда в 2005 году китайская девочка из‑за многосуточной непрерывной игры просто умерла от истощения и обезвоживания. И в России — молодая пара, много часов проиграв в компьютерную игру, нашла умершим от переохлаждения своего маленького ребенка, которого оставила на балконе. Видите, насколько человек забывает о своей ответственности! Наркотик, коим может стать и компьютер, лишает человека разума, ответственности и чувства долга.

Причины и факторы

Для многих детей вход в интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру, а нередко и бегством, уходом от реальности, когда в реальной жизни им не удается адаптироваться, когда у них плохо с общением, когда нет друзей и вообще плохо на душе. Если говорить в общем, любая зависимость для человека — это уход в несуществующий мир, где ему комфортно и где не существует проблем.

Дети, страдающие компьютерной зависимостью, наверняка испытывают чувство одиночества, недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, в первую очередь родителей. А нередко родители сами усаживают малыша за компьютер еще с дошкольного возраста — так они компенсируют недостаток общения со своим ребенком: чтобы ребенок не мешал, не приставал с расспросами, его гораздо легче посадить у компьютера, телевизора, включить какую‑то занимательную игру. Многие даже не чувствуют риска, которому подвергают свое дитя. Специалисты предупреждают, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: в среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости. Один прихожанин жаловался мне, что его сын ничего, кроме компьютера, не хочет. В разговоре выяснилось, что он тоже не может жить без компьютера. Очень важно самому не увлекаться этим! Дети в основном все перенимают от нас.

Как создать иммунитет

Первая и главная причина детских зависимостей — это проблемы в общении с родителями. Всегда им советую: «Не надо на этом экономить время, надо общаться с ребенком, никакой компьютер вас не заменит. Выйдите с ним на улицу, съездите в выходной день куда‑нибудь, пообщайтесь, поиграйте в футбол, почитайте интересную книгу, даже посмотрите фильм, обсудите все это — словом, будьте своему ребенку старшим другом!»

Чтобы ребенок не оказался в зависимости, этим вопросом нужно задаваться, пока ребенок маленький. Например, мои дети вообще ни в какие игры не играют, даже в телефонные. Мы стараемся покупать такие телефоны, где вообще игр нет или они очень примитивные, хотя с компьютером они все‑таки общаются, поскольку в школе у них есть уроки информатики. Я убежден, что чем позже познакомится человек с телевизором и компьютером, тем сильнее у него будет иммунитет против всякого рода зависимостей.

Очень правильно поступают администрации некоторых школ и гимназий, а я знаю, что такие есть, где при входе у школьников отбирают телефоны, — это делается для того, чтобы они не играли в них на уроках. Кроме того, считаю, если нет возможности полностью оградить ребенка от компьютера и компьютерных игр, нужно его вовремя и правильно познакомить с компьютером как с техническим инструментом.

Необходимо изначально выстроить с ребенком правильные приоритеты в этом вопросе: можно научить на компьютере работать, показать, как он удобен, какие интересные вещи можно с его помощью делать: проектировать, чертить, рисовать, печатать, редактировать, пользоваться специальными программами, например фотошопом.

Задача родителей — не жалеть времени и сил, чтобы все это пустить в нормальное русло, тогда игры станут менее опасны для ребенка.

Что делать, если ребенок зависим?

В первую очередь нужно начать усиленно молиться за ребенка, вымаливать его так, как если бы он страдал алкогольной или наркотической зависимостью. Взять на себя определенное молитвенное правило и читать его ежедневно. Очень хорошо, когда молятся сразу несколько человек, можно читать вместе молитву по соглашению.

Во-вторых, важна врачебная помощь. Надо найти хорошего психолога, психотерапевта или даже психиатра. Родителям необходимо проанализировать, где был потерян контакт с ребенком, почему он отдалился от них, почему ищет поддержки увиртуальных друзей извне. И понять, поддержать ребенка — он ждет поддержки в первую очередь от нас, родителей, самых близких ему людей!

Третье, что нужно сделать, — это взять компьютер под строгий контроль. Пока мы еще имеем родительскую власть, а эта власть принадлежит нам по праву, по крайней мере, пока нашим детям не исполнится 18 лет, то есть, пока мы кормим, одеваем ребенка, платим за его проживание в квартире и обучение, мы должны требовать, чтобы он подчинялся правилам, которые приняты в нашей семье. И общение с компьютером (который ему тоже купили родители) должно иметь жесткие рамки. То есть, мы должны установить, в какое время ребенок общается с компьютером, в каком количестве и что он на нем делает.

Когда ребенок заболел, без ограничений не обойтись, и здесь потребуются родительские терпение, любовь, требовательность, последовательность и настойчивость в действиях. Только нельзя что‑то запрещать, не предлагая ничего взамен, — это закон любого воспитания, иначе отчуждение будет только расти. Досуг ребенка должен быть заполнен всевозможными полезными занятиями: музыкой, рисованием, спортом, кружками и прочим. Сейчас таких возможностей много, в том числе и для семей с малым достатком. В каждом районе есть бесплатные государственные студии, дома детского творчества. Главное — выводить ребенка в реальное жизненное пространство, где есть общение с природой, друзьями. Это может происходить, например, в походах или в выходные дни, которые родители проводят с детьми: работают ли с ними на даче или же просто на велосипедах катаются, рыбачат, купаются или в музей, цирк, театр идут. Так родители становятся, с одной стороны, ближе к своим детям, а с другой — отвлекают их от этой пагубной страсти.

Ребенок должен чувствовать родительскую заботу, любовь, желание ему помочь. Если речь идет о подростке, с ним необходимо разговаривать аргументированно, обладая нужной информацией. Нельзя просто сказать: «Ты знаешь, это плохо, это грех, это бесовщина», нужно говорить с ним как взрослый со взрослым, а не по принципу «Я начальник — ты дурак, должен меня слушаться». Дети особенно слушаются родителя, когда видят в нем человека знающего, любящего, авторитетного, который может обосновывать свои соображения.

И конечно, очень важно донести до ребенка, что тот должен жить по правилам, принятым в семье, что компьютер, телевизор только в такое‑то время и в таком‑то количестве.

Чем дальше мы говорим об этой проблеме, тем яснее становится, что детские зависимости — это скорее проблема родителей, а не самих детей. Потому что задача родителя — следить за духовным и физическим здоровьем детей. В ситуации, например, когда маленький ребенок выпадает из окна, под суд отдают родителей. Конечно, там учитываются и допущенная халатность, и случайности, но все равно будет разбирательство, и мало родителям не покажется. До совершеннолетия ребенка ответственность за него несут родители даже по закону Уголовного кодекса, не говоря о духовной ответственности. Задача и ответственность, которая лежит на родителях, — до определенного возраста подготовить ребенка к взрослой жизни, следить за кругом его общения, за тем, какие он фильмы смотрит, какие книги читает, что‑то запрещать. Ведь есть вещи неизбежные, которые не нужно драматизировать, и вещи недопустимые совершенно. Словом, надо создавать сыну или дочке нормальную среду обитания!

Необходимо сказать, что жизнь в простые схемы и рамки не укладывается, мы знаем, как даже в семье святых дети оступались. Почему? Потому что не только родители влияют на ребенка, какими бы они ни были благочестивыми и верующими, но и окружающий мир очень сильно влияет на него, — есть вещи, от нас не зависящие. По­этому мы должны постоянно молиться за ребенка — у ребенка воцерковленного, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, естественно, будет гораздо меньше шансов столкнуться с этой проблемой. Надо делать все, что от нас зависит, и будет — что будет!

Еще один очень важный момент — учите детей работать. Это прекрасный способ загрузить ребенка и очень хорошая подготовка к жизни, но это надо сделать так, чтобы он находил радость в труде, а не воспринимал его как какую‑то каторгу. Я знаю примеры, когда даже весьма состоятельные люди устраивали детей-подростков на несложную работу, чтобы они могли сами заработать себе на игрушки и развлечения. Так и времени на компьютерные игры меньше останется, и ребенок начинает ценить вещи и заработанные деньги.

Пожелания

Все, о чем мы говорили, конечно, работает, однако легко говорить, но не так легко выполнить. По словам Амвросия Оптинского, «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы все это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители все‑таки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, и наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку что‑то рассказать, нужно находить какую‑то информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьезные.

Желаю всем нашим читателям жить вместе с детьми реальной, полной и радостной жизнью, в которой не было бы места суррогатам.

Священник Павел Гумеров
Материал подготовила Фарида Савельева

Журнал для родителей «Виноград» (№5 (55) сентябрь-октябрь 2013)

19 сентября 2013 года

Источник: Православие

Share 'Лечение от увлечения' on Facebook Share 'Лечение от увлечения' on LiveJournal Share 'Лечение от увлечения' on Twitter Share 'Лечение от увлечения' on vk.com Share 'Лечение от увлечения' on Yandex Share 'Лечение от увлечения' on Email
<< | >>