Беседа с генеральным директором Государственной Третьяковской галереи Ириной Лебедевой

В дни, когда православный мир празднует память просветителей славян, в Государственной Третьяковской галерее открылась беспрецедентная по своему художественному, просветительскому и миссионерскому значению выставка шедевров древнерусского искусства.

Ее организаторов вдохновила та же идея, что и послов Киевской Руси при выборе ими православия как государственной религии: возможность через высочайшие образцы художественного искусства, вдохновленного красотой божественного, найти путь к духовному совершенству и в своем бытии.

Об удивительной выставке порталу Православие.Ru рассказывает Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

– Ирина Владимировна, выставка «Святая Русь» год назад экспонировалась во Франции. Какой отклик у посетителей она имела тогда и почему ее решили показать и в России?

– Сама идея организации такой огромной по масштабу выставки, где были бы собрано столько шедевров, родилась давно — у наших французских коллег из Лувра. На подготовку такого проекта ушли годы: французские специалисты, совместно с русскими музеями, в течении нескольких лет подбирали и изучали памятники, которые наиболее ярко могут проиллюстрировать разные стороны традиционной русской духовности. Был собран абсолютно уникальный материал из самых разных фондов: Русского музея, Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского, Кирилло-Белозерского музеев-заповедников, всего около 450 экспонатов из 25 крупнейших музеев, архивов и библиотек.

В результате выставка была показана в рамках Года России-Франции 2010. Она открывала этот год и, без преувеличения, стала самым заметным и сильным проектом этого международного форума. В Лувре выставку посетили более 200 тысяч человек. Даже нас, специалистов, поразила беспрецедентность представленного музейного собрания. На открытии ее посетили и главы двух государств – Дмитрий Медведев и Николя Саркози, после чего по инициативе Президента России было принято решение об экспонировании этой выставки в Москве и Петербурге. Впервые наши зрители смогут увидеть подобные шедевры все вместе, в одном музейном пространстве – и вряд ли это возможно будет повторить в ближайшем будущем.

– В чем отличие «Святой Руси», показанной французам, и «Святой Руси», которую увидят в России?

– Цель экспонирования наших шедевров во Франции была, прежде всего, в том, чтобы познакомить европейскую публику с не столь известной для них русской культурой. В залах Лувра, которые представляют собой анфиладу, экспонаты были расположены в хронологическом порядке.

Российского посетителя, в массе своей знакомого с собственной культурой и историей, здесь ждет просвещение особого рода: радость нового узнавания знакомых или хотя бы подсознательно близких по духу явлений. Нам хотелось показать, что сегодня «Святая Русь» – это не просто устоявшееся словосочетание или идеальное представление о нашем историческом прошлом. Это национальная идея, которая, как показывает наша выставка, по-разному раскрывалась в каждую историческую эпоху и в различных сторонах нашей повседневновности: и в частной жизни человека, и в доме, и в храме, и в отношениях Церкви и государства.

Кроме того, на выставке в России возможно было представить уникальные экспонаты: Например, фреску «Битва новгородцев с суздальцами» из собрания Государственной Третьяковской Галереи.

– Как удалось логично выстроить экспозицию, состоящую из настолько разных произведений искусства, к тому же принадлежащих к разным историческим периодам?

– Особой задачей, стоящей перед музейными кураторами, была необходимость так организовать пространство достаточно большого – 2500 кв. м., зала Третьяковской галереи на Крымском Валу, чтобы это было логично и интересно. В результате наши специалисты создали особую сложную схему показа. В ее основе семь тематических разделов.

Первый — «Рождение в духе. Крещение Руси и утверждение христианской веры» прослеживает истоки христианства, начиная со времен святого равноапостольного князя Владимира. Главным смысловым акцентом здесь являются грандиозные Златые врата из собора Рождества Богородицы в Суздале начала XIII столетия. Здесь же представлен редкий экспонат из Лувра — оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад. Как предполагают исследователи, данное оплечье было частью парадного облачения князя Андрея Боголюбского.

Центральная часть экспозиции, «Под покровом Богородицы», раскрывает образ Богоматери как защитницы и покровительницы русского народа. В разделе «Заступники и наставники» представлены святые образы, наиболее характерные для понимания русской духовности: Святитель Николай, первые русские святые — князья Борис и Глеб, чудо Георгия о змие, Василий Блаженный. Особый раздел, «Свет в пустыне», посвящен культуре русских монастырей, которые всегда были центрами просвещения. Еще один раздел — «Земное царство и Царствие Небесное» рассказывает об идеальном устроении государства — симфонии Церкви и власти. Здесь экспонируется и драгоценный оклад иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, поступивший в конце XVI века в Троице-Сергиеву лавру как вклад Бориса Годунова.

Ничуть не менее важным для средневекового человека было и устроение жизни частной, которая должна была опираться на те же фундаментальные ценности – о ней рассказывается в разделе «Святое в повседневном». Здесь можно увидеть походные иконостасы, домашние иконы, нательные кресты и многое другое. Последний раздел — «Небо на Земле. Русский православный храм» раскрывает принципы организации символического пространства в храме. Здесь представлена драгоценная церковная утварь, великолепный иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года.

Рукописные средневековые книги можно даже полистать – каждая страница их отсканирована и доступна посетителям для изучения с помощью удобных мультимедийных технологий.

Для нас было очень важно создать эмоциональное впечатление – чтобы любой человек, который входит в зал, сразу же реагировал на то, что он видит. Чтобы он всей душой ощущал, что богословие, будь оно выражено «в красках» или в декоративно-прикладном, или каллиграфическом искусстве – не умозрительный символ, а объективная реальность. Именно так ощущали действительность наши предки, и частица такого миропонимания живет в нашей исторической памяти. Поэтому, я думаю, на выставке будет интересно как людям воцерковленным, так и людям, которые слабо разбираются в религии или мало знакомы с церковным искусством. А искушенные знатоки искусства оценят сложное, иногда необычное сочетание разных художественных произведений. Ведь экспозиция представлена так, чтобы заставить задуматься, разбудить не только ум, но и душу. В этом ее просветительское значение.

– Как представители Русской Церкви оценили выставку?

– Накануне открытия выставку посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с супругой президента России Светланой Медведевой. Почетные гости высоко оценили уровень экспозиции, ее организацию. Но и мы, сотрудники музея в ходе этого визита сделали для себя открытие: Патриарх подтвердил, что находящаяся на выставке Грамота Константинопольского Собора об основании Московского патриархата, датируемая 1590 годом, не просто музейный раритет, а до сих пор действующий юридический документ. Так что, мы планируем сделать копию этого манускрипта, чтобы передать ее Церкви.

– Как и когда можно будет посетить выставку?

– Выставка продлится с 26 мая по 14 августа в Москве, а затем переедет в Санкт-Петербург, где будет экспонироваться в Михайловском замке с 1 октября до середины января 2012 года.

Для того, чтобы большее количество людей могли посетить выставку, мы возобновляем так называемые «Четверги допоздна» – то есть по четвергам выставка будет открыта открыта до 22.00 (кассы – до 21.00).

Источник: Православие

Share 'Миссия «Святой Руси»' on Facebook Share 'Миссия «Святой Руси»' on LiveJournal Share 'Миссия «Святой Руси»' on Twitter Share 'Миссия «Святой Руси»' on vk.com Share 'Миссия «Святой Руси»' on Yandex Share 'Миссия «Святой Руси»' on Email
<< | >>