В 1986 году американские социологи Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали работу, содержавшую анализ данных о более чем двенадцати с половиной тысячах самоубийств среди подростков. Согласно исследованию, число самоубийств значительно возрастало после подробного освещения суицида в СМИ.

Более, чем за двести лет до исследования Филлипса и Карстенсена среди европейской молодежи прокатилась волна самоубийств. Перед тем, как свети счеты с жизнью, молодые люди читали роман Гёте «Страдания юного Вертера», герой которого также покончил с собой из-за несчастной любви. Волну подражательных самоубийств социологи и психологи называют «эффектом» или «синдромом Вертера».

В феврале в российских СМИ прошла серия сообщений о самоубийствах среди подростков. Россия занимает первое место в Европе по уровню подростковых суицидов и первое место в мире по количеству суицидов среди несовершеннолетних.

Рассказывает игумен Агафангел (Белых):

Игумен Агафангел (Белых)

В 2000-2002 годах мне довелось работать в обычной средней школе учителем. Я преподавал «Основы и ценности православия»: был тогда включен в учебный план Белгородских школ за счет так называемого регионального компонента такой вот экспериментальный предмет. Все было как полагается: по одному уроку еженедельно в 9-11-х классах. Несколько раз мы выезжали на экскурсии в разные монастыри, купались, было дело, зимой в источниках. Ко второму году работы я уже хорошо знал всех ребят, и в сентябре встретился с ними как с добрыми друзьями. С некоторыми мы переписываемся до сих пор, хотя это уже взрослые, семейные люди под тридцать лет.

И вот однажды, придя утром на урок, я узнал трагическую новость: десятиклассник из нашей школы накануне покончил с собой. Обычный парень 16-ти лет, в меру веселый, в меру дерзкий, согласно возрасту. Спортсмен.

Причиной трагедии послужила публичная размолвка с родителями, произошедшая в тот день в школе: за какие-то его провинности родители были вызваны к директору и мать, не сдержавшись, закатила сыну оплеуху в присутствии многих учителей и резко приказала идти домой, а сама задержалась для разговора. Когда, спустя полчаса, она вошла в квартиру, то увидела в прихожей сына в петле.

Выяснилась и ещё одна подробность: ровно год назад, в этот же день, также в прихожей их квартиры совершил самоубийство его старший брат, к которому очень сильно был привязан погибший подросток. Как рассказала школьный психолог, в подростковом возрасте суицид имеет характер заразительной болезни, особенно, если его совершает кто-то из друзей и близких. В древности, в Карфагене, случались целые эпидемии самоубийств среди молодых девушек, которые удавалось прекратить, только выставляя тела погибших на площади обнаженными.

К сожалению, в наше время подобные способы профилактики уже невозможны — они просто не сработают. Другое отношение к стыду, к мнению общества и старших. А телевидение и сетевые СМИ служат не предотвращению, а пропаганде подросткового суицида, делая известным на всю страну чуть ли не каждый второй трагический случай.

Публичное смакование подростковых самоубийств в телепередачах, обсасывание деталей, записок, посмертная «слава» этих несчастных детей, служат только недоброй рекламе суицида, внедряя в сознание молодых людей мысль о простоте и легкости такой возможности привлечь к себе всеобщее внимание. Люди делают привычную работу, извлекая прибыль своим телеканалам на чужом горе и, вряд ли задумываются над тем, что работают злу.

Я хорошо помню эту школьную историю, хотя прошло более десяти лет. У меня есть чувство вины, перед этим парнем, потому что я преподавал в его классе основы православия и, видимо, мои слова не дошли до его сердца. Какие же слова нужно найти нам сейчас, чтобы Россия, наконец, убралась со своего позорного первого места в мире по детским и подростковым суицидам?

Верующие (любой традиционной религии) совершают самоубийства намного реже атеистов; одинокие – чаще семейных; бездетные — намного чаще многодетных. Может быть, Российскому государству следует начинать профилактику самоубийств среди детей и подростков с укрепления именно этих — семейных и религиозных традиций, а не позволять федеральным каналам смаковать трагические подробности чужой беды?

Почему подростки сводят счеты с жизнью? Комментарии психологов

Подростка нельзя оставлять без внимания

Священник Андрей Лоргус, ректор Института православной психологии:

Священник Андрей Лоргус

Причины самоубийств у подростков и взрослых людей одинаковы, но нужно иметь в виду, что подход подростка и взрослого к суицидальным мыслям очень разный. Говорить о серьезности намерения подростка очень трудно, потому что в его характере есть черты детского подхода к своим чувствам и мыслям, но нет взрослой позиции — нет ответственности, и это самое главное, что отличает подростка от взрослого человека.

У подростка сильные элементы игры, у подростка очень переменчиво эмоциональное состояние. Но главное, что мы должны понимать: подростки, оставленные на произвол судьбы, предоставленные сами себе, способны на очень неадекватные действия. Подросток в компании, подросток на улице, подросток в подъезде — это всегда источник тревоги и родителей, и общества.

С другой стороны, подросткам нужна определенная свобода, для того чтобы они развивались и осваивали свою ответственность — их нельзя просто засадить дома. Но есть опыт: оставлять их наедине действительно опасно.

Надо помнить, что подростки не до конца оформили свои ценностные системы, они еще находятся в поиске, и поэтому мысли о суициде у них носят поисковый, испытательный и, что представляет особую проблему, игровой характер.

В какой-то момент общество стало всячески выделять подростковую культуру — и это тоже опасно. Возник странный подростково-юношеский культ. Это очень пагубно повлияло: не только сами подростки, но и взрослые «носятся» с подростковыми идеями, играют в подростков.

Подростки активно обсуждают свои суицидальные намерения, свою игру в смерть в интернете, на специально созданных сайтах — существует целая культура, работающая на подростков, включающая заигрывания с духами, черепами, Хэллоуин, фильмы и игры…

Противостоять этому должен взрослый зрелый человек. Философия, Церковь, педагогика. Но беда в том, что взрослые тоже заигрывают со смертью, «играют» в привидения, инопланетян и прочее. В этих играх обесценивается человечность как таковая. Если личность человека может иметь множественные формы (инопланетные, потусторонние и т. д.), то, значит, моя реальная человечность не является единственно ценной и уникальной.

Подростки видят, что взрослые тоже играют в инфернальные игрушки, и это придает их ощущениям достоверности. Где обесценивается человеческая личность, возрастает интерес к суициду.

Еще хотел бы обратить внимание на такую деталь. В сообщениях об очередном самоубийстве подростка часто подчеркивается, что это дети из благополучных, нормальных, успешных семей. Использовать такие термины — большая ошибка. И вот это как раз стоит обсуждать в средствах массовой информации. Существует старая советская мерка: если есть мама и папа, достаток в семье нормальный, никто бутылки на улицах не собирает и мебель из окошек не выкидывает — то это нормальная семья. Это ошибка.

В семье есть доверие, тепло и любовь, где между взрослыми и детьми существуют отношения, пусть не всегда гладкие, пусть конфликтные — это нормально! — крайне редко подросток задумывается о суициде. Качество семьи измеряется наличием любви, близости и понимания, хотя бы в чисто временном аспекте: сколько времени родители проводят вместе с подростками, занимаясь чем-то, кроме учебы и мытья посуды.

70% проблем подростка — это проблемы в семье.

Подросток должен понимать, что самоубийство — грех

Ксения Павина, частный психолог:

Подростка упускают родители. Если общение родителей с ребенком сводится к «покормить, одеть, проверить дневник, дать на карманные расходы» — значит, этого общения просто нет, и родитель своего ребенка не знает, не знает, какая у него среда, какие проблемы, какая компания.

Вот две девочки вышли из окна, да еще и накануне обсуждали свои планы в интернете. Кто на это обратил внимание? А между прочим, где две девочки, там может быть и три, и четыре — мы же ничего не знаем об их круге общения, о тех, с кем они еще беседовали о самоубийстве. Кстати, по некоторым сообщениям, упали они довольно далеко — конечно, тут уже криминалистам придется разбираться, но нельзя исключать такой вероятности, что девочкам «помогли» — могли подтолкнуть, когда они стали колебаться.

Как предотвратить самоубийства подростков? Помимо климата в семье, элементарной заинтересованности друг другом, у подростка с детства должно быть воспитано четкое понимание греха. Здесь не имеет значения глубина воцерковленности. Можно вообще в церковь не ходить, но человек должен с глубокого детства знать, что самоубийство — очень плохой и непорядочный по отношению к близким поступок, настолько же плохой, как убийство, за который ты никогда не сможешь попросить прощения. В решающую минуту это может остановить.

Источник: Православие и мир



 

Share 'Синдром Вертера' on Facebook Share 'Синдром Вертера' on LiveJournal Share 'Синдром Вертера' on Twitter Share 'Синдром Вертера' on vk.com Share 'Синдром Вертера' on Yandex Share 'Синдром Вертера' on Email
<< | >>