Архиепископ Платон - 1794-1805 гг.

Архиепископ Платон - 1794-1805 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань

Платон, архиепископ Астраханский и Кавказский, в мире Петр Любарский, был сын священника Черниговской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Киевской академии, по окончании курса в которой был учителем и префектом в Вятской семинарии. 1770 г. ноября 13 принял монашество, а в следующем году назначен игуменом в Крестовоздвиженский монастырь в г. Слободском. В 1772 г. возведен в сан архимандрита в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и опреде-лен ректором Казанской семинарии. Отсюда был переведен в Свияжский Богородицкий монастырь, потом в Московский Воскресенский, именуемый «Новый Иepycaлимъ», и наконец в Московский Донской монастырь. 1794 г. февраля 26 дня посвящен во епископа Тамбовскаго и Пензенскаго, но 11 марта того же года переименован во епископа Астраханскаго и Ставропольскаго, где 1796 г. мая 29 дня возведен в сан архиепископа.
Еще до назначения епископа Платона в Астрахань, в 1793 г. от Астраханской епархии были отделены города: Моздок, Кизляр, Екатериноград, Георгиевск, Александровск и Ставрополь, из которых образовано Моздокско-Маджарское викариятство, чтобы «наилучшим и надежнейшим образомъ« способствовать распространению христианства на Кавказе среди инородцев. Епископом Моздокским был назначен архимандрит Гаий. Хотя еп. Гаий считался викарием Астраханской епархии, но имел самостоятельное управление, свою Консисторию и свой особый штат. В 1799 г. от Астраханской епархии отделена была Саратовская губерния, в которой учреждена самостоятельная епархия. Моздокский еп. Гаий переведен был в Саратов, а Моздокское викариятство снова вошло в состав Астраханской епархии. После закрытия Моздокскаго викариятства еп. Платон именовался Астраханским и Моздокским, а с 1803 г. — Астраханским и Кавказским.
Вступивши в управление Астраханскою епархиею, еп. Платон прежде всего обратил внимание на производство дел в духовных правлениях, которыя были в уездных городах. Духовным правлениям предписано было в производстве дел поступать по указам, данным предшественником архиеп. Платона и им самим. В этих указах, между прочим, предписывалось, во избежание пристрастия при решении дел, никаких дел не ре-шать без общаго приговора всех членов правления, а «цепи наложить на священника или диакона и все присутствие не долженствует присудить», и даже получаемые пакеты распечатывать всегда в присутствии и не одному члену, а по крайней мере двум, при главном чиновнике, называвшемся повытчиком, и не затягивать дел, а решать оныя в законный срок. Членам правления предписывалось быть ко всем добродушными, ласковыми и терпеливыми. Наблюдая сам справедливость и избегая притеснений, архиеп. Платон требовал тогоже и от духовных правлений. Приводя в порядок духовныя правления, архиеп. Платон старался улучшить состояние церквей и духовенства. Узнав, что в некоторых церквах не было ни описей церковнаго имущества, ни книг для записи церковных сумм, ни церковных старост, Преосвященный предписал, чтобы при всех церквах были старосты, добрые и рачительные; чтобы при церквах заведены были книги для записи церковнаго имущества и денег, и чтобы благочинные по этим книгам свидетельствовали церковное имущество и об усмотренном доносили ему. Видя, что раскольническое и молоканское заблуждение быстро распространяется по епархии главным образом потому, что народ мало знаком с христианским вероучением, архиепископ Платон вменил в обязанность священникам в праздничные дни, особенно в пост, учить своих прихожан молитвам, читать им в церкви и на домах книжицы религиозно-нравственнаго содержания, с доступным для них толкованием, а ученым священникам составлять и произносить и свои проповеди. Для самообразования духовенства и для научения прихожан, во многия церкви разосланы были книги религиознонравственнаго содержания. Не довольствуясь этим, архиеп. Платон, для просвещения своей паствы, заботился об устройстве при церквах школ. «Знание грамоты», писал он в Кизлярское духовное правление, «не только духовенству необходимо, но и мирянам нужно и полезно, а всем служит основанием к душевному и телесному просвещению», почему и предлагал духовным правлениям заводить в приходах школы для обучения детей духовенства и иных сословий. Так как миряне не желали отдавать своих детей в школы, а принудить их силою было не во власти Преосвященнаго, то он ревностно принялся за образование детей духовенства. В 1802 г. он издал второй указ, чтобы не только в городах, но и в селах заводились начальныя школы для подготовления де-тей духовенства к поступлению в Астраханскую семинарию. А так как духовенство, особенно Кавказское, под разными предлогами уклонялось от посылки своих детей в семинарию, то Преосвященный предписал благочинным отбирать у родителей детей от 10 до 15 лет и отправлять их «с благонадежною оказией», в Астрахань, а укрывавших своих детей штрафовал. А чтобы сами благочинные и духовныя правления не укрывали чьих либо детей от посылки в семинарию, с 1803 г. Консистория сама стала составлять списки детям духовенства, достигшим 10 — летняго возраста, и по этим спискам требовала их в семинарию. Благодаря таким мерам, число воспитанников семинарии при архиеп. Платоне возросло до 280 человек, так что семинария могла доставлять образованных пастырей для всего юговостока России. При увеличении числа воспитанников, семинарския здания оказывались не поместительными, поэтому старанием архиеп. Платона построен был над зданиями верхний этаж, библиотека, столовая и другия службы. Особенно много он постарался о семинарской библиотеке, в которой число книг в его время дошло до 1000 томов.
Заботясь о приготовлении достойных кандидатов на священство, архиеп. Платон требовал и от наличнаго духовенства исправнаго исполнения своих обязанностей и добраго поведения. Если замечал, что неисправность или упущение происходили от неведения, то неведующих вразумлял сам или приказывал научать благочинным, а за нерадение и намеренное уклонение от исполнения долга штрафовал. Особенное внимание он обращал на священно и церковно-служителей кавказских, которые вообще были мало сведущи в исполнении своих обязанностей, а по образу жизни, одежде и проч. почти ничем не отличались от своих прихожанъ — грузин и осетин. Так, напр., Ставропольский благочинный Лампадчиков доносил Преосвященному, что «священно-служители его ве-домства в служении божественной литургии, утрени, вечерни и мирских треб весьма незнающи и неосторожны; один, напр., не знал, как приступить к совершению преждеосвященной литургии; другой пред служением вечерни хотел совершить проскомидию». Преосвященный приказал благочинным вызывать к себе таких священников и учить. Кавказские священники, диаконы и причетники оде-вались большею частью в свои национальныя одежды: горския папахи, черкески, чевяки, наговицы, баранью грузинскую шапку. Поэтому в 1800 г. всему кавказскому духовенству объявлен был указ к непременному исполнению, что «священники и диаконы должны носить рясы суконныя, камлотныя, китайныя и из других…. тканей, состоянию, приличию сана, места и степени соответственныя, холодныя или теплыя….; цветов темных, не ярких или светлых, но смирению сана пристойныхъ; подрясники холодные или теплые таковых же материй и цветовъ; поясы из всех тканей, но смиреннаго цвета; на голове летом черныя шляпы…, а зимою шапки с околышами бобровыми или приличных мехов…., на ногах сапоги или башмаки, а не коты или лапти…. Причетники должны носить платье продолговатое и обувь…. приличныя, а не в подлом или тщеславном виде. При том напоминается всем священно-служителям содержать себя всегда в чистоте и опрятности, иметь волосы и бороду расчесанныя, лицо и руки чисто умытыя, усы на уста не навислые, ногти обрезанные…. Словом, содержать себя и домы свои в приличном расположении, чистоте и порядке. И сие предписание тщательно наблюдать правлению и благочинным, подвергая не исполняющих, кольми паче неповинующихся, штрафованиям по инструкции за первый и второй разъ; а за третий, усугубив наказание, отмечать таковых в благочиннических ведомостяхъ». Ревностно занимаясь епархиальными делами, архиеп. Платон находил время и для занятий учеными трудами. В 1805 г. он был перемещен в г. Екатеринослав, где и скончался 1811 г. октября 20 дня.

Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on Facebook Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on LiveJournal Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on Twitter Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on vk.com Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on Yandex Share 'Архиепископ Платон — 1794-1805 гг.' on Email
<< | >>