«Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4:12)

«Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра» (Евр. 4:12)

Господь призывает нас всех ко святому единству, и об этом много говорится в Священном Писании. Больше того, сама Церковь Христова — это тело Христово, единое и неразделимое, а мы все, православные христиане, — его частицы. Многие не понимают этого исключительного значения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви как объединяющего начала. Но единство это предполагает единство в духе и истине. А истина — Сам Христос, как Он и сказал об этом: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6). И вот, стоя на страже святого единства, Господь призывает всех нас стать… «сепаратистами» последовательными и принципиальными. Он Сам сказал об этом: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10: 34–35).

Эта необходимость благословенного «сепаратизма» как-то особенно очевидна в наше время с его главной приметой: повальным отступлением людей от истины. Примешать к правде ложь, чтобы получившееся назвать правдой, — это сегодня главный метод утверждения всевозможных безумств и ахиней. Потому что сатана — отец лжи — стремится «преобразоваться в ангела светла», чтобы прельстить и погубить как можно больше людей.

С высоких трибун во всех концах света звучат всевозможные манифесты, в которых добро и зло, правду и ложь пытаются срастить воедино, смешать и назвать какой-то особенной, «новой» правдой. И нам о самом этом явлении, о самом этом методе надо, конечно, знать и всякие тезисы и пафосные речи, пусть даже провозглашаемые с высоких трибун, сверять с действительной правдой, отделяя и отвергая ложь и утверждаясь в истине. Как растения-паразиты прилепляются к здоровому дереву и пьют от него соки, так и злые идеи прилепляются ко древу благих учений и лишают их силы и истины. Константин Философ, память которого мы недавно праздновали, говорил: «Золото и серебро испытываются огнем, а человек разумом отсекает ложь от истины». А разум отнимает Бог у тех, кто волею не захотел разум свой покорить Богу. И предаются тогда скотским делам, думая, что творят правду.

Чтобы появился первый (гастрономический) сепаратист, нужно было немногое: чтобы человек почувствовал разницу между маслом и обратом. Почувствовал, что есть лучшее, а что — худшее. Для этого, слава Богу, человеку даровано чувство вкуса. Но ведь и чувство вкуса духовного тоже даровано Богом человеку с тем, чтобы он умел отличать лучшее от худшего. И всякая незамутненная совесть к этому сепаратизму пригодна. И изумляешься иногда, до чего же сатана может довести бедного человека (впрочем, при его же попустительстве), что он может совершенно утратить чувство духовного вкуса и перестать ощущать разницу между мерзостью и благодатью.
Когда я еще был ребенком, в нашем старом коммунальном дворе жил клинический идиот — дядя Петя. Он не сразу стал таким, существовал определенный генезис его болезни. В годы войны он служил полицаем, а на старости лет собирал во дворе и ел собачьи испражнения. Тем и был известен. И связь между двумя этими фактами его биографии кажется мне теперь неслучайной и даже показательной. Потому что духовный идиотизм сродни идиотизму клиническому и часто последним заканчивается, но в наше время об этом точно забыли. Люди ведут себя как помешанные, больные в духовном отношении, и это помешательство распространяется со скоростью и широтой морового поветрия. И не диво уже увидеть человека, сохраняющего до поры до времени все свои свойства телесные и душевные, какого-нибудь политика, или интеллектуала, или работника творческого цеха, прилично одетого, ведущего себя вроде бы адекватно, владеющего умом и сознанием, но при этом являющего ужасающие примеры духовного идиотизма. Я не случайно сказал «до поры до времени», потому что всякое духовное безумие, если его не прекратить, раньше или позже доберется и до «соматики». Свидетельством тому — небывалое распространение в «развитых странах» всевозможных перверсий, депрессий, девиантностей и суицидов.

В чем же причина умножения этих страшных явлений? А причина в безверии и связанной с ней деградацией личности. Потому что именно неверие в то, что существует единая истина — не в голове отдельно взятого человека, а во вселенском и неотменимом масштабе, — неверие в это и сознательное нежелание пребывать в послушании Богу порождает чудовищное искажение духовного вкуса, приводящее к духовному и нравственному идиотизму, тем более ужасному, что сами идиоты себя таковыми не считают, а, напротив, хотят, чтобы и все остальные сделались такими же, как они, «счастливцами». Сатана ввергает этих людей в самые ужасающие и безумные пороки, убеждая притом, что они совершают добро и благо. Страшно это и горько, но такова повседневная и всё более распространяющаяся реальность нашей жизни.

И здесь надо еще сказать вот о чем. В обобщенных оценках чего бы то ни было мы исходим из того, что в этом мире нет или, скажем так, немного очагов абсолютного зла или совершенного добра. Конечно, есть ИГИЛ, а есть Святая гора Афон как две противоположности в понимании Бога и служения Ему. И всякий со здравым чувством духовного вкуса может оценить и понять разницу между этими двумя явлениями, между двумя этими сообществами. Но чаще мы говорим о тех или иных преобладаниях и тенденциях. И в этом, «процентном» смысле мы можем, конечно, говорить и о распространении, усилении зла, равно как об утверждении и преобладании добра. Мы говорим об этом, оценивая соотношение одного к другому в обществе и сравнивая это соотношение с тем, что было раньше, определяя притом и перспективы на будущее. И вот, оценивая общее духовное состояние «цивилизованного мира», мы можем утверждать, что это состояние прогрессирующего упадка и деградации. И восстание безумного, бесовского по своей сути фанатизма на Ближнем Востоке — это не что иное, как следствие этого упадка и вызов «постхристианскому» миру, «имеющему вид благочестия, силы же его отрекшемуся» (2 Тим. 3: 5).

Всю нашу жизнь можно назвать ристалищем вер, об истинности которых мы можем судить по их плодам. Но и само суждение здравое невозможно без признания существования единой истины. В обратном случае как отдельный человек, так и сообщество людей, сколь угодно многочисленное, может впасть в непостижимые и непредсказуемые бездны безумия. И это не теория уже, увы, а практическая реальность, отражающая ужасающие масштабы и напряженность духовной борьбы в этом мире, участниками которой мы все являемся сознательно или неосознанно.
И пусть нас, православных, обвинят в мракобесии и ригоризме, но иного критерия истины, правды, добра и света, кроме Слова Божиего, мы не знаем и не хотим знать. И именно в этом по существу состоит наш принципиальный и окончательный «сепаратизм», от которого мы отказываться не желаем. И надеемся, напротив, что Господь всемерно утвердит нас в этом благословенном «сепаратизме», чтобы нам не смешивать добро и зло, правду и ложь, свет и тьму, исполняя волю того, кто, скрываясь в тени омраченной совести, внушает человеку и сообществу людей богопротивные, хоть и правдоподобные по виду идеи.

Наше призвание, призвание христиан в этом мире — противостоять безумию «доброзла», «правдолжи» и «светотьмы». Потому что именно это — главные соблазны нашего века: всевозможные смешения, «дурительные смеси», разнообразие которых только подчеркивает их губительный и опасный для духовного здоровья и жизни характер. Потому что этот «широкий ассортимент» отравы под видом благословенной свободы и разнообразия лишь призван облегчить и сделать более удобным прельщение и погубление людей с «широким» учетом их индивидуальных особенностей, свойств и запросов, лишенных, увы, духовного осоления. Потому что без причастности Духу Святому вся полнота и разнообразие человеческой личности вольно или невольно, быстрее или медленнее, но непременно и всегда — переходит в подчинение иному, мрачному духу. И главная трагедия всех этих пленений заключается в том, что, будучи одержимым нечистым духом, человек теряет способность мыслить критически, Но, всё более погружаясь в пучину зла, мнит, что пребывает в служении добру и свету.
Станем стремиться к единству! Добрая и правая мысль. Но единство это пусть будет единством в истине, которая есть Христос. А всё остальное, как говорят, — от лукавого. И от этого лукавства будем всеми силами отгребаться или отделяться, говоря русским языком. Отделяться не в том смысле, чтобы не общаться со всеми думающими иначе. Да это и невозможно, если ты только не живешь в глухом лесу или в пустыне. Но отделяться в том смысле, чтобы исповедовать в чистоте (и верою, и словом, и жизнью) истинную веру и в истине этой стоять, не смешивая с ней никакие человеческие мнения и суждения, противные истине. Потому что наша задача — выстраивать жизнь, основанную на крепком фундаменте православной веры, и чем более честным будет такое строительство, тем более убедительными и благоуханными будут его плоды. И вот такого стояния в истине, такого отделения от мира, во зле лежащего, не только не нужно нам бояться или стесняться, но всемерно утверждаться в нем с Божией помощью.

Священник Димитрий Шишкин

8 июня 2015 года

Источник: Православие

Share 'Благословенный «сепаратизм»' on Facebook Share 'Благословенный «сепаратизм»' on LiveJournal Share 'Благословенный «сепаратизм»' on Twitter Share 'Благословенный «сепаратизм»' on vk.com Share 'Благословенный «сепаратизм»' on Yandex Share 'Благословенный «сепаратизм»' on Email
<< | >>