Ваши Высокопреосвященства, досточтимые отцы, уважаемые атаманы, братья казаки!
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что наблюдается устойчивая интеграция казачества как социальной группы в современное общество России. При этом казаками считаются «выходцы из различных групп населения, обладающие общей исторической памятью и разделяющие фундаментальные ценности казачьего образа жизни». [Водолацкий В.П.]
Казаки задействованы в различных сферах общественной жизни. Они патрулируют улицы города совместно с сотрудниками правоохранительных органов, осуществляют охрану церковных служб в праздничные и особо торжественные дни. Да, теперь казачество перестало быть просто группой единомышленников, общественной организацией или движением по возрождению старых традиций, теперь казачество можно назвать явлением в современной русской культуре, а также в военном, правоохранительном ведомстве. Явлением взлёта патриотического сознания. Таким переменам мы обязаны не только руководству нашей страны, нашим уважаемым начальствующим персонам, но и простым людям, которые заняты таким важным делом, как возрождение и становление казачества в нашей современной действительности. А это очень непростая задача, сложная и кропотливая работа была уже проделана, и также многое ещё предстоит сделать.
В своём докладе я озвучу главные задачи, которые ставит перед собой окружной священник астраханского окружного казачьего общества, также будут освещены главные проблемы, с которыми столкнулись представители духовенства в ходе проведения данной работы. А также будут предложены основные пути решения обозначенных проблем. Выполняя ранее поставленные перед собой задачи, мы получили некоторый опыт, который в ходе чтения доклада будет также озвучен. Следует заметить, что в рамках конференции невозможно обменяться опытом в той мере, как того хотелось бы, поскольку проводимая и планируемая к реализации работа имеет комплексный подход, но, несмотря на это, будут озвучены главные тезисы, проводимой нами комплексной работы. Также будут озвучены основные цели, которые были поставлены нами для дальнейшей плодотворной работы в направлении взаимодействия с казачеством, а также воцерковления казаков и членов их семей.
Далее мне бы хотелось немного рассказать о взаимодействии Церкви и казачества в Астраханском регионе.
Вот уже на протяжении нескольких лет Астраханским окружным казачьим обществом организуются военно-полевые сборы, в которых принимают деятельное участие священники Астраханской митрополии. Формат такого мероприятия позволяет проводить беседы с представителями всех реестровых казачьих формирований, находящихся на территории Астраханской области. Пользуясь уникальной возможностью, когда в лагере находятся только казаки, специально для них мы служим Божественную литургию в палаточном храме, где все атаманы и казаки приступают к таинствам Исповеди и Причастия. В 2013 году Божественную литургию на полигоне, где проходили сборы, совершал епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, чем показал свою заинтересованность в работе с казаками.
Стоит упомянуть участие священников в организованных Астраханским окружным казачьим обществом конных переходах. На настоящее время таких было три. В 2013 и 2014 годах казаки верхом прошли по 450 км от Волгограда до Астрахани. Вместе с ними также верхом, разделяя все тяготы, такого способа передвижения шел священник. Сложно переоценить роль духовника в таком физически и психологически сложном мероприятии. Обязанности священника не ограничивались чтением молитв, подготовкой ко Причастию по пути следования, но ему приходилось урегулировать конфликтные ситуации между казаками, подбадривать, мотивировать их несмотря на боль и лишения продолжать идти до конца. Самым сложным по длительности и протяженности был поход, посвященный 70-летию Великой Победы, казаки совершили конный переход от Мамаева Кургана г. Волгограда, до Сапун горы г. Севастополя. Сводный отряд состоял из астраханских, калмыцких, кубанских, донских, крымских казаков и двух казаков из Казахстана. По времени переход занял 35 дней, и составил 1200 км. В таком длительном шествии по причине занятости на приходах священники нашей епархии участвовали частично. Но нужно отдать должное тем батюшкам, которые поддерживали казаков в тех населенных пунктах, куда они заходили. Два священника нашей епархии приняли участие в походе уже на завершающей его стадии по территории Крымского полуострова. Но эти дни, как отметили сами участники перехода, были самыми запоминающимися. Следует отметить, что те же священники ежегодно вместе казаками принимают участие в конной коробке на Параде Астраханского гарнизона, посвященного Победе в Великой отечественной войне.
Теперь несколько слов о работе с казачьей молодежью.
В течение года Астраханское окружное общество при тесном сотрудничестве с епархией организует сезонные казачьи лагерные смены, на которые съезжаются юные казачата со всех районов АО. Причем участие принимают и дети из казачьих семей, и ребята, не являющиеся потомственными казаками, но при этом проявляющие незаурядный интерес к казачьей культуре.
В такие смены проходят, уже полюбившиеся юношам и девушкам различные проекты и мероприятия К ним можно отнести «Национальную гостиную», где ребята встречают гостей из разных национальных обществ; «Творческую мастерскую» — занятия по изучению казачьей песни, плясу, подвижных казачьих игр. В рамках проекта «Казачья мода» девочки обучаются сценическому мастерству, а также изучают основы традиционного казачьего костюма. «Казачий дозор» — тактические игры и спортивное ориентирование; а также проект «Дом ремёсел» — организация мастер-классов по традиционным ремёслам, кузнечное дело, резьба по дереву, лепка из глины, портняжное дело и многое другое.
В казачьей смене проходят соревнования по медицинской подготовке под руководством МЧС, по стрельбе из пневматических винтовок совместно с ДОСААФ России по АО, а также командная игра с историческим уклоном, посвящённая военным подвигам казаков. Проходят конкурсы патриотической песни и конкурс знамённых групп, соревнования по футболу на кубок атамана АОКО ВКО ВВД, соревнования по волейболу и баскетболу.
Одним из приоритетных направлений, является духовно-нравственная работа с участниками казачьих смен. Ежедневно с ребятами общаются священники двух епархий Астраханской и Енотаевской. Следует отметить, что в свободное время к беседам подключаются воспитатели и инструктора, это те самые вчерашние дети, которые несколько лет назад были в таких сменах в качестве отдыхающих, а теперь уже они, возмужавшие, делятся своими навыками и умением. Юным казачатам поясняют основы православной веры, рассказывают о жизни выдающихся святых, объясняют основные христианские добродетели. Стало уже доброй традицией за время летней смены совершать таинство Крещения над некрещеными детьми в реке, на берегу, которой находится лагерь. Ну, а итогом этой работы, является служение Божественной Литургии в походном храме, где к Таинству Причастия приступают не только дети, но и их воспитатели, вожатые и инструкторы. Результатом такой работы является повышенный интерес к церковному богослужению, несколько ребят стали пономарями в нашем храме, а также стремление молодых казачат к изучению основ православного вероучения.
К сожалению, приходится констатировать факт, что того казачества, которое было в России сто лет назад, уже не существует. Общественный и политический строй в стране изменился кардинальным образом. Вследствие этого мы не сможем воссоздать в точности и реконструировать тот уклад жизни казаков, ту культуру, тот образ жизни, который был в прошлые века. Но это и незачем. Давайте с уверенностью смотреть вперёд, опираясь на опыт предков. Но нам предоставляется уникальная возможность не просто возродить культуру казаков, но построить новое общество, не просто воссоздать, а создать заново ту казачью культуру и те казачьи традиции, которые будут сопровождать наших потомков долгие годы в будущих поколениях. Безусловно, это не возможно сделать без того духовного фундамента, который закладывает Церковь.
Ещё совсем недавно, почти вчера казачество было общественным движением и всего лишь общественной организацией, которая не имела никакого отношения ни к службе в вооружённых силах, ни к Церкви вообще. Сегодня же сложно себе представить церковное мероприятие или праздник без охраны, состоящей в основном из казаков. Но не всегда их присутствие в храме обусловлено крепкой верой, порой казаками движет лишь гражданский долг. Причиной тому послужил тот факт, что в годы возрождения казачества людьми двигал патриотический настрой и память о традициях предков: в многом их объединяла идея, но не вера. В связи с этим проявляется основная проблема, которая не может быть отодвинута в сторону и просто забыта, как не важная, которая сама по себе со временем исчезнет. Это проблема духовная. Вопрос же духовный содержит в себе ряд важнейших под-вопросов и под-проблем, которые необходимо решать в комплексе с другими не менее важными аспектами.
Первая проблема — религиозная безграмотность и как причина — невоцерковлённость. Малая, чрезвычайно малая часть современных казаков и казачьих семей могут назвать себя воцерковлёнными православными христианами. А о посещаемости казаками храмовых мероприятий, церковных служб и прочих богослужений можно уверенно сказать: казаки в храмы ходят лишь очень малым числом. Не стоит замалчивать тот факт, что… да, современные казаки это совсем не те, которые были в прошлых веках, некоторые традиции казачества, соблюдавшиеся сто лет назад, сегодня попросту соблюсти становится невозможно. Чтобы решить этот вопрос нужно больше внимания уделять катехизации казаков. В настоящий время данный вопрос находится в активной стадии разработки. У нас уже подготовлена и написана программа религиозного образования казаков, курсы повышения религиозной грамотности и, как следствие прохождения программы, — духовная практика, т.е. постоянное периодическое участие в Таинствах Церкви. Следует также ввести практику тесной работы священников с казаками. И, следуя варажению «казак без веры — не казак», необходимо на уровне атаманов определить прохождение подобных катехизаторских курсов. Возможно, даже ввести практику сдачи элементарного зачёта по результатам прохождения курсов.
Второй проблемой, связанной с духовным образованием, является проблема религиозной принадлежности отдельных членов некоторых казачьих общин к различным языческим традициям. Несмотря на приверженность традициям и законам наших православных предков, у некоторых отдельных современных казаков наблюдаются откровенные призывы к оставлению Православия и проповедь языческих традиций. Это крайне недопустимо в нашем общем деле, и подобные явления должны строго пресекаться.
Как же вести себя в подобных ситуациях? Что же делать, если люди откровенно исповедуют не православную веру, а иногда призывают к тому же и других? Федеральный Закон «О свободе совести и вероисповедании» от 1997 года говорит о том, что каждый гражданин нашей Страны может исповедовать любую религию. Закон даёт ему на это право. Но даёт ли нам такое право Церковь? Думаю, что если после бесед со священником, казак не поменяет своих убеждений, нужно ставить вопрос о его статусе в казачьем обществе. Сегодня мы придерживаемся твердого убеждения, что казак должен исповедовать только православную веру. Посему нам не стоит забывать о том, что разобщённость на религиозной почве — самая жестокая и непримиримая война на всех уровнях человеческих взаимоотношений. Пути решения подобной проблемы можно найти в диалоге. Следует организовать и провести ряд встреч и научных конференций, на которых будут подняты подобные вопросы и найдены способы их решения. Катехизаторские курсы также помогут сомневающимся казакам в выборе правильного духовного пути.
Следующий не менее важный вопрос состоит в этническом происхождении казаков. До сих пор в нашей епархии не прозвучал точный и окончательный ответ на вопрос о том, так кто же такие казаки — нация, этнос или культурно-исторически сформированное сословие внутри русского народа. Национальный вопрос стоит особо жёстко в контексте современных межэтнических конфликтов. Но национальный аспект, принадлежности к казачеству, как к национальности полностью разрушает возможность вступления в казачество. Это становится невозможным точно так же, как и вступление в национальность или смена этнической принадлежности. Для решения этого вопроса мы подготовили научную конференцию и пригласили ведущих специалистов Астраханского Государственного Университета, имеющих учёные степени и защищавших свои диссертации именно по этой теме. Среди них этнографы, антропологи и историки астраханского казачества. Проведение данного мероприятия и подготовка научных материалов по заявленной теме может помочь в решении данного вопроса. Единовременный выпуск брошюры или любого другого научного тематического издания не является конечной целью в решении вопроса, но предполагается наладить постоянную работу этого научного сообщества, которое поможет в решении спорных вопросов, связанных и с астраханским казачеством вообще.
Отсюда вытекает следующий вопрос. Это вопрос о подлинности и культурологической правомочности тех традиций, которые присутствуют сегодня в казачьем обществе, так ли всё было в прошлые века, именно то ли делали казаки в тех или иных случаях? Возможно, организованное научное исследование поможет выявить какие-либо недочёты или поможет пополнить уже имеющуюся базу знаний современных казаков.
Последним пунктом своего доклада отмечу ещё важность и правомочность тех отношений, которые выстраиваются между казачеством в целом, Церковью и церковнослужителями. Существует ли граница компетентности Церкви в вопросах казачества? Существует ли чётко обозначенный перечень тех пунктов, к которым Церковь имеет непосредственное отношение, те аспекты, в которых священник обязан участвовать? К примеру, такое мероприятие, как казачий круг или благословение перед походом и многие другие, подобные им без священника состояться не могут. А есть ли такие вопросы, в которых Церковь не имеет полномочий вообще, и никто не вправе вмешиваться в их решение до тех пор, пока казаки сами не примут то или иное постановление? Следует чётко обозначить границу компетентности Церкви в решении конкретных вопросов, в которых Она наиболее сведуща. Возможно, даже на основе Устава и Концепции взаимодействия разработать соответствующий документ. Это поможет избежать многого недопонимания и нежелательного вмешательства Церкви в какие-то личные дела казаков и их семей.
Подводя итог всего сказанного, следует заметить, что мы имеем дело с уникальным явлением, таким, как казачество, явлением, которое могло возникнуть только в нашей среде, в нашем народе. Наша основная задача состоит в том, чтобы найти конструктивный подход к общему делу и решить все важные вопросы совместно, в обоюдно братском отношении друг ко другу. Возрождая традиции, мы становимся ближе, мы приобретаем новые возможности для миссионерства, просвещения, дальнейшего становления нашего государства. На опыте наших предков мы приумножим их заслуги своими подвигами и стараниями, священство и казачество, действуя как две руки одного организма, смогут ещё не одно столетие послужить стране, вере и людям, действуя как две руки одного большого организма, имя которому: Русская Православная Церковь!
Спасибо за внимание!





