Филарет — епископ Астраханский и Енотаевский, в миру Анатолий Васильевич Карагодин. Родился 21 августа 1946 года в г. Одессе в семье священника. По окончании средней школы, с 1962 по 1965 год работал электриком. В 1965 году поступил в Одесскую духовную семинарию. С 1965 по 1968 год служил в армии. В 1971 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Во время учебы в академии был иподьяконом Святейшего Патриарха Пимена. В 1974 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1975 году окончил регентский класс и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Духовная жизнь и культура православного священнослужителя». 4 апреля 1975 года наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Филарет — в честь Филарета Милостивого. 29 июня 1975 года Святейшим Патриархом Пименом рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1977 года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ректором МДА, был рукоположен во иеромонаха. В 1977 году принят в число насельников Одесского Свято-Успенского мужского монастыря, назначен преподавателем Одесской духовной семинарии и регентом семинарского хора. В 1980 году возведен в сан игумена. В 1987 году возведен в сан архимандрита. 15 марта 1989 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена назначен наместником Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. 20 февраля 1990 года постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Св. Синода определено ему быть епископом Астраханским и Енотаевским. 10 марта 1990 года в Богоявленском патриаршем соборе города Москвы состоялось его наречение, а 11 марта — хиротония. Чин хиротонии совершали: митрополит Ростовский Владимир (Сабодан), митрополит Тульский Серапион (Фадеев), архиепископ Чебоксарский Варнава (Кедров), архиепископ Зарайский Алексей (Кутепов), епископы: Пензенский Серафим (Тихонов), Орловский Паисий (Самчук), Подольский Владимир (Иким), Черновидский Антоний (Москаленко) и Калининский Виктор (Олейник).
Сразу же после своей хиротонии епископ Филарет посетил тяжелобольного Патриарха Пимена и преподнес Святейшему в дар скромную, но очень чтимую Патриархом икону Касперовской Божией Матери. Этот образ стоял на столике перед глазами Святейшего до самой его кончины. И конечно же, Патриарху очень приятно было видеть своего бывшего иподьякона в архиерейском достоинстве. Улыбка озаряла его лицо, и он произнес несколько ласковых слов молодому епископу.
Епископ Филарет прибыл в Астрахань в момент, когда вокруг менялось отношение к Церкви, везде говорилось о необходимости возвращения к духовным истокам, к прежнему самосознанию русского народа, которое прежде всего выражалось в его исконной вере. На фоне всего этого перерождения, владыка по своим духовным качествам оказался именно тем человеком, который с достоинством мог представлять лицо Церкви. Его умение говорить привлекало к себе любую аудиторию, даже самую предвзятую, состоящую из людей творческой интеллигенции или представителей науки. Владыка обладал даром до всех доносить голос Церкви. Сам по себе человек очень интеллигентный, владыка везде был желанным гостем — и во властных структурах, и на встречах со студентами и преподавателями астраханских вузов. Несомненная отзывчивость владыки и его умение понять и принять на себя боль людскую, помогли ему заслужить доверие многих людей, выдвинувших его в депутаты Областного совета. И депутатство епископа Филарета было не только данью тому времени, когда представители Церкви выдвигались в Советы всех уровней, но прежде всего выражением его особой ответственности перед людьми, от которой он не мог отказаться. И, став депутатом, владыка очень серьезно отнесся к этому делу, уделяя большую часть своего времени приему граждан, стараясь, по силе своих возможностей, помочь, чем можно. И не только сам владыка встал на путь общественного служения. По его благословению духовенство епархии все чаще стало появляться на мирских мероприятиях, благословляя многие благие начинания того времени. Многое стало меняться. Местная областная администрация сама стала обращаться к епархии с просьбами духовно помочь в том или ином деле, своей молитвой и благословением. И на просьбы епархии руководство области откликалось своим участием. Так, администрация области помогла епархии организовать для астраханских священнослужителей паломническую поездку на Святую гору Афон в начале 1992 года.
При владыке Филарете продолжился процесс возвращения и восстановления православных святынь, начатый еще при архиепископе Феодосии (Дикун). Продолжалось восстановление Иоанно-Предтеченского храма, бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани. Под руководством назначенного настоятелем храма протоиерея Василия Ценька храм был заново расписан и в нем установлен временный иконостас. Начали проводиться первые богослужения, которые стали привлекать к себе немало богомольцев, радующихся возрождению древней астраханской святыни. Небольшой, очень воздушный и светлый храм располагал к себе молящихся каким-то неземным уютом, где чувствовалась истинно одухотворенная молитва, монастырская строгость и чистота. Желая возродить былые монастырские традиции Иоанно-Предтеченской обители, епископ Филарет постригает здесь в июне 1992 года двух желавших посвятить себя на путь монашества клириков епархии. По разумению владыки, они должны были составить основу будущей возрождающей обители. Епархии была возвращена располагавшаяся рядом с храмом часть монастырского дома, где разместились монашествующие и еще несколько послушников. К сожалению, открытие в Астрахани подворья Свято-Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря, под которое был передан в августе 1992 года Спасо-Преображенский храм в Трусовском районе города Астрахани, приостановило открытие Иоанно-Предтеченского монастыря, так как часть живших при храме монашествующих и послушников, прельстившись славою древней подмосковной обители, перешли в нее и покинули пределы Астраханской епархии.
В 1991 году в Астраханской епархии началось возрождение Казанского храма. 15 июня Преосвященнейший епископ Филарет отслужил здесь первый молебен. Настоятелем храма был назначен клирик Покровского кафедрального собора иерей Валерий Павлов, который по благословению владыки окормлял молодежную епархиальную организацию. По призыву владыки молодое поколение верующих астраханцев принялось за восстановление Казанского храма. Сам храм предстал им в очень запущенном состоянии. Горы мусора заполняли внутренность церкви, многие рамы в нем были выбиты, отчего храм, не охраняемый никем, служил пристанищем для малолетних хулиганов. Некогда величественная роспись была фактически уничтожена, лишь местами проглядывали фрагменты фресок. Раз за разом, в течение 1991 года, собирались верующие в Казанском храме, вывозя из него горы мусора, расчищая его, вымывая и подготавливая к будущим реставрационным работам. Вскоре был сооружен временный иконостас, и уже в 1992 году своды храма огласились торжественным хором церковных песнопений.
При владыке Филарете началось возрождение некогда разрушенных в советское время сельских храмов. Почти одновременно им были заложены основания для будущих храмов в селе Яндыки (в честь Николая Чудотворца), в поселке имени Володарского (в честь преподобного Серафима Саровского) и в селе Марфино (в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня).
Но самой важной и самой главной задачей для владыки Филарета стало возвращение Успенского кафедрального собора в Кремле. Превращенный в филиал Астраханского краеведческого музея, собор то и дело служил местом для различных выставок, сюда водили туристов, а внизу, в крипте, сооруженной после реставрационных работ 1973 года, туристам показывали вделанные в стену таблички, за которыми, по словам экскурсоводов, покоились почившие в разное время астраханские архиереи. Туристы и не подозревали, что все это бутафория, так как никаких захоронений, в том первоначальном виде, уже не было. В феврале 1973 года бригада ленинградских и астраханских археологов, под бдительным присмотром местного КГБ, вскрыла все имевшиеся в Успенском соборе захоронения архиереев и грузинских царей. После определенной обработки, когда были изъяты все имевшие какую-либо ценность предметы, останки архиереев (которых лишили даже облачений) сложили в фанерные ящики и набили ими один из трех сохранившихся склепов. Грузинские цари были удостоены более почетной участи — их оставили в прежних дубовых гробах, хотя тоже полностью раздели и положили в отдельном склепе.
Владыка Филарет, как только был поставлен на Астраханскую кафедру, стал усиленно добиваться возвращения Успенского кафедрального собора. Но здесь он столкнулся с сильными возражениями, опирающимися на то, что Успенский собор, как и другие церковные здания Астраханского Кремля, являются неотъемлемой частью Астраханского историко-архитектурного заповедника. Также указывалось на то, что собор, как памятник общероссийского значения, относится к федеральной собственности, и местные власти никак не могли только своим решением передать его Церкви. Одновременно в местной прессе была развернута целая кампания против возвращения Астраханской епархии Успенского собора. Со стороны этих «противников» выдвигались самые нелепые возражения, которые очень беспокоили епископа Филарета. Он на общеобластном и на общегородском уровне пытался пробить стену непонимания, развенчать доводы своих «научных» оппонентов (по его благословению была проведена кропотливая работа в местном областном архиве). Вопрос о возвращении Успенского собора епархии долго оставался неразрешенным. Перед зданием собора верующие астраханцы устраивали пикеты — «молитвенные стояния», пытаясь воззвать к гласу совести тех, от кого зависело решение. Весной 1991 года архиерею удалось добиться лишь передачи в ведение епархии здания Кирилловской часовни, расположенной над могилой почитаемого астраханцами как месточтимого угодника — преподобного Кирилла игумена — строителя Астраханского. Это было первое здание из церковного ансамбля Астраханского Кремля, возвращенное Церкви. 25 мая 1991 года здесь был отслужен первый молебен. И так каждый день, по особо установленной архиереем чреде, астраханские священнослужители приходили утром в часовню, чтобы ее стены снова и снова оглашались звуками церковных песнопений. И эти каждодневные службы в Кирилловской часовне сейчас можно назвать молитвенным стоянием Астраханской Церкви за возвращение Успенского собора. С каждым днем, несмотря на скорби, приближался этот заветный миг.
В начале 1992 года епископу Филарету удалось договориться с местной областной администрацией и дирекцией Краеведческого музея о проведении в дни больших христианских праздников богослужений в нижнем храме Успенского собора. Первая Божественная Литургия совершилась здесь 7 января 1992 года, в день светлого Рождества Христова. В это время в нижнем храме размещалась музейная экспозиция, посвященная церковно-прикладному искусству. Многие из икон, в виде экспонатов висящие на стенах, ранее находились в астраханских храмах, в закрытых или разрушенных безбожными властями. И ныне, как бы по особому промыслу Божию, первая служба в Успенском соборе свершалась среди этих духовных осколков, былой дореволюционной Астрахани. Вскоре после этого начались более конструктивные переговоры о возвращении Успенского собора. 9 марта 1992 года глава Администрации области А. П. Гужвин, учитывая многочисленные просьбы со стороны верующих, подписал постановление о передаче Астраханскому Епархиальному управлению Успенского собора лобного места и колокольни Астраханского Кремля. Эти церковные здания передавались только в пользование, так как окончательное решение об их передаче должен был принять Верховный Совет Российской Федерации. Но, несмотря на это, удалось уже многое. Администрация области взяла на себя обязанность по разрешению всех возможных вопросов, возникающих между епархией и Краеведческим музеем. А таких вопросов возникало немало. И музей, и епархия высказывали свои претензии. «Музей, — как говорилось, — сохранял и поддерживал сей великий памятник (т. е. Успенский собор) все эти годы и теперь, лишаясь его, страдает экономически, без работы остаются многие сотрудники». В то же время «епархия после двухлетних мытарств получает, по сути, голые стены, вложить в которые теперь придется не тысячи, а миллионы рублей. Если решетка для ограды храма стоила еще совсем недавно 125 тыс. рублей — привел пример владыка Филарет, — то теперь Софринский церковный завод запрашивает за нее 1 млн 340 тыс.». Сам же день передачи Успенского собора, правда, пока только нижнего храма, пришелся на день Святой Пасхи Христовой — 26 апреля 1992 года. К сожалению, не удалось договориться с Краеведческим музеем о передаче епархии части церковных ценностей, еще недавно демонстрировавшихся в экспозиции в нижнем храме Успенского собора. Единственно, чего удалось добиться, благодаря особой настойчивости епископа Филарета — возвращения посоха священномученика Иосифа.
Вместе с возвращением Успенского собора, епископ Филарет прилагал все силы к скорейшему обретению мощей астраханского угодника — священномученика Иосифа. Мощи его покоились в крипте собора, но доступ к ним оказалось получить было не так-то просто. По каким-то причинам, даже после официальной передачи епархии нижнего храма, договориться о допуске в крипту церковных представителей для осмотра мощей священномученика Иосифа не получалось. В то же время приближалось 24 мая — день памяти священномученика Иосифа. Именно на этот день епархиальное начальство намечало церковное торжество с открытием честных мощей святителя Иосифа для всеобщего поклонения. Владыка Филарет усиленно добивался того, чтобы предстоящее празднество не осталось только в планах, а действительно произошло. Времени до намеченной даты оставалось совсем мало, а переговоры, которые вел владыка, явно затягивались. Тогда епископ Филарет, положась во всем на Божию помощь, решился на смелый шаг.
Майским вечером в Успенский собор приехал благочинный 1 го округа протоирей Виктор Гнатенко и благословил ключаря собора Михаила Колбасина подобрать ключи к дверям, ведущим в крипту. Михаил долго подбирал подходящий ключ, но так и не смог, тогда он, по его собственным словам, выбил ногою дверь, и они с отцом Виктором вошли в крипту. Отец Виктор благословил разобрать часть стены в месте, где была табличка с именем святителя Иосифа. Разобрали… Но там оказались только захоронения двух грузинских царей: два гроба, один на другом. Разобрали простенок дальше — обнаружили, как говорил Михаил, посылочные ящики — остатки тех самых фанерных ящиков, в которые археологи в 1973 году сложили останки астраханских архиереев. Позвонили владыке Филарету, и он благословил пока ничего не трогать.
Утром владыка позвонил руководителю области А. П. Гужвину, начальнику Астраханского филиала Госдирекции по охране памятников и директору Краеведческого музея, поставив их перед свершившимся фактом. В то же время владыка предупредил Михаила Колбасина, что вынужден будет отругать его, как инициатора взлома, чтобы как-то сгладить конфликт. В тот же день крипта была снова опечатана.
За последующие три дня вопрос об открытии мощей священномученика Иосифа приобрел большую огласку. В его рассмотрение включилась областная и городская администрация. Лично от Святейшего Патриарха Алексия II поступила просьба побыстрее разрешить этот вопрос, имеющий для Православной Церкви и, особенно для Астраханской епархии, большое значение. Наконец было принято решение о создании комиссии по перезахоронению покоящихся в крипте останков астраханских архиереев, в которую вошли представители как от епархии, так и от мирских организаций. Со стороны Краеведческого музея даже поступило предложение: для проведения работ в крипте выделить одного своего сотрудника. Этим сотрудником оказался Владимир Ильич Головачев. Владыка Филарет сначала осторожно отнесся к предложению руководства музея. Из Москвы уже прибыл иеромонах Тихон (Шевкунов) — специалист в церковной археологии, участвовавший уже не в одном вскрытии мощей. Но вопрос об участии Головачева решило то, что он оставался единственным из тех, кто участвовал в археологических раскопках в январе 1973 года, а это не могло не заинтересовать епархиальное начальство.
Работы в крипте производились в основном ночью, потому что днем храм был открыт для верующих. Владыка Филарет лично контролировал ход работ и частенько задерживался в храме далеко за полночь. Из священнослужителей при вскрытии мощей постоянно присутствовали: благочинный протоирей Виктор Гнатенко и протоирей Михаил Крутень. Сами работы по вскрытию проводили: иеромонах Тихон, В. И. Головачев и помогавший им Михаил Колбасин. Когда впервые открыли склеп, где лежали фанерные ящики с останками архиереев, всех охватило тягостное чувство. От сырости, которой была пронизана вся крипта, фанерные ящики погнили и рассыпались. Все содержимое их перемешалось, так что трудно было разобрать — где чьи останки. По словам Головачева, отец Тихон даже предложил, чтобы после нахождения мощей священномученика Иосифа остальные останки, не разбирая, закрыть и поставить памятный крест. Но Головачев твердо заявил, что он по памяти сможет разобрать все останки и определить, какому архиерею они принадлежат.
Началась кропотливая работа. На разложенных вдоль западной стены крипты фанерных щитах раскладывали останки архиереев. Очень помогло то, что в свое время, во время раскопок 1973 года, Головачев пометил все главы архиереев чернильным карандашом, каждую особым номером. Наиболее важным было найти мощи священномученика Иосифа — ради чего и начаты были работы. Первыми найдены были глава святителя, помеченная номером три, и правая его нетленная рука с благословляющим перстосложением. Остальные части мощей святителя Иосифа Головачев нашел также довольно быстро. Несмотря на все усилия властей уничтожить мощи священномученика Иосифа, их потуги оказались напрасными. Конечно, обретены они были не в том состоянии, в каком их нашли археологи в 1973 году — тогда они практически полностью были нетленны, но то, что они вообще сохранились, только подтверждало их святость.
Наконец наступило 24 мая — праздник, к которому так долго готовились. Накануне мощи священномученика Иосифа должны были положить в специально сделанную для них раку. Епископ Филарет спустился в крипту и долго стоял у мощей святителя в молитвенной задумчивости. После этого он благословил положить в раку главу, нетленную руку и останки обожженных ног священномученика Иосифа. В ночь на 24 мая мощи из крипты перенесли в верхний храм. Мощи переносились в тайне, в молитвенном благоговейном молчании. Несли их владыка Филарет и священнослужители: благочинный протоирей Виктор Гнатенко, протоирей Михаил Крутень и протоирей Василий Ценька.
В верхнем храме, где должна была совершиться праздничная служба, весь день и всю ночь шла установка иконостаса. Сам первоначальный — восьмиярусный иконостас был уничтожен после закрытия собора в 1929 году. Но здесь, по промыслу Божию, как музейный экспонат долгие годы хранился другой иконостас. Он некогда принадлежал церкви в селе Соленое Займище, которую закрыли в 1963 году, а иконостас перевезли в Астрахань, в фонды Краеведческого музея. Иконостас все это время лежал в разобранном виде в подвале под Лобным местом, а незадолго до передачи собора епархии, его перенесли в верхний храм. Работники собора рассказывали, что когда они в первый раз вошли в верхний храм, то им представилась неприглядная картина: иконостас лежал сваленный в кучу, посреди храма, весь испачканный птичьим пометом, мелом или известью. Целую неделю до праздника 24 мая верующие прихожане очищали и отмывали его. Когда же иконостас установили — глаза радовались, так он чудно вписался во внутреннее пространство храма. Правда, он не шел ни в какое сравнение с прежним восьмиярусным иконостасом, но и он стал настоящим украшением собора.
В сам день праздника случилось одно знаменательное событие. Перед службой рано утром благочинный протоирей Виктор Гнатенко совершал чин освящения верхнего храма. Уже начали собираться верующие. В нижнем храме в это время находились только работники собора. Вот что рассказали рабы Божии Вера и Любовь, которые стояли около свечного ящика: «Вдруг стены начали трястись, пол заходил ходуном и с потолка посыпалась штукатурка. Мы сначала подумал, что началось землетрясение и начали накрывать церковные книги и свечи, что лежали для продажи. В короткое время все в нижнем храме покрылось слоем мела и штукатурки». Находившаяся в верхнем храме дочь Веры — Анна, рассказала, что когда отец Виктор начал кропить храм святой водой, поднялся сильный шум, как будто от большой стаи птиц, летающей по храму. Все вокруг заходило ходуном: и стены и пол — так, что Анна еле-еле удержалась на ногах. Стая невидимых существ с шумом вылетела из храма, и трясение прекратилось. Немало прихожан, присутствовавших при освящении, стали свидетелями этого чудесного события.
После духовного обновления храм стал местом необычайных торжеств. На праздник собрались прихожане со всех храмов города и многих сел области, приехавшие на специальных автобусах. Весть о том, что обретены мощи астраханского угодника — священномученика Иосифа, произвела духовный подъем и трепет в сердцах верующих. Давно Астраханский Кремль не видел такого большого праздника. Весь огромный вместительный верхний храм Успенского собора был полон народа. Люди толпились на внешней галерее, на Лобном месте и на лестнице. Все спешили приложиться к мощам священномученика Иосифа, и всех пришедших на духовное торжество, Господь сподобил приложиться к нетленной деснице святителя, по благословению владыки открыто лежащей в раке.
Во время своей проповеди, произнесенной во время службы, епископ Филарет призвал всех астраханцев к недельному посту и покаянию. Этот пост, по мысли владыки, должен был очистить нас от страшного греха богоотступничества, произошедшего с русским народом. И как после мучительной кончины священномученика Иосифа астраханцы три дня приходили к гробу и просили прощения за свои грехи, пособничество в его казни, так и ныне владыка Филарет призвал астраханцев просить прощение за попрание святынь, за разрушение храмов, за поругание Церкви, в которых пусть и косвенно участвовали очень многие.
Церковное торжество 24 мая закончилось крестным ходом, который тоже, по мысли владыки Филарета, должен был символизировать покаяние астраханцев за 70 лет богоборчества и духовной разрухи. Даже сам маршрут крестного хода был выбран не случайно — он должен был пройти по центру города мимо тех мест, где некогда стояли храмы, разрушенные в советское время.
Открытие Успенского собора, второе обретение мощей священномученика Иосифа и, наконец, долгожданное (со дня канонизации в 1918 году) их открытие, стали событиями, венчавшими архиерейскую деятельность епископа Филарета на Астраханской кафедре. После этих торжеств владыка недолго еще оставался астраханским архиереем — 13 августа 1992 года он был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии. Кратким было пребывание епископа Филарета на Астраханской кафедре. Многое из того, что намечалось, не удалось ему воплотить в жизнь. Владыка неоднократно поднимал перед местными властями вопрос о полном возвращении епархии всего церковного имущества, хранящегося в фондах Краеведческого музея, а также всех бывших церковных строений, еще остававшихся в Госфонде. Также владыка добивался возвращения епархии всех книг бывшей духовной семинарии, хранящихся сейчас в отделе редкой книги Областной научной библиотеки им. Н. К. Крупской. Часть этих книг еще при архиепископе Феодосии (Дикун) в начале 1990 года была передана епархии из библиотеки, но владыка Филарет настаивал на передаче всего фонда. Добивался владыка и об обретении своего дома для Епархиальной Воскресной школы. Воскресная школа, организованная в 1990 году и насчитывавшая к середине 1992 года уже 160 детишек-воспитанников, ютилась в подвале Покровского собора. Надеялся владыка и на открытие в Астрахани подворья Греческой Православной Церкви. К сожалению, всему этому не удалось осуществиться.
Уезжая, владыка Филарет оставлял своему преемнику большое поле для деятельности.
Последний раз астраханская паства видела епископа Филарета во время приезда в Астрахань 22—26 октября 1992 года Святейшего Патриарха Алексия II, когда владыка и простился с нею.
18 июля 1995 года епископ Филарет был переведен на Майкопскую и Армавирскую кафедру, где под его окормлением оказались народ Адыгеи и православные приходы в Армении. В 2001 году он был назначен епископом Пензенским и Кузнецким.





