Евангелие учит нас доверять свою жизнь Богу: Он обеспечит нас всем необходимым. При этом народная мудрость советует не быть беспечными: «На Бога надейся, а сам не плошай»; «Дают — бери, а бьют — беги» и т. п. Но раз так, то скоро независимо от достатка мы начинаем обрастать большим количеством вещей, расставание с которыми и хлопотно, и тяжело. Кто-то с помощью новых покупок снимает стресс. А кто-то, сдавая на утилизацию старую машину, рыдает над ней, чувствуя себя живодером, ведущим на бойню любимое живое существо… Как же правильно относиться к вещам?

Священник Алексий ДАРАШЕВИЧ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове:

— В этом мире вещи есть прямое продолжение материальной природы человека. Человеку, обладающему телом, нужны и еда, и одежда. И этой «вещественности» не надо бояться: нужно только знать, для чего она нам. А она нам дана для спасения души, чтобы каждый в этом мире прошел свой путь к Богу. Вещи обеспечивают ему возможность двигаться по этому пути — вот с этой позиции и нужно их оценивать. К примеру, автомобиль. Для одного это опасность стать причиной смерти другого человека, у другого автомобиль отбирает все свободное время, а третьему без автомобиля никак до храма не добраться. Вот почему невозможно однозначно сказать, кому какое имущество необходимо. Это каждый должен определять для себя сам.

Крайне важно в отношении к вещам думать не только о себе. То есть нужно понимать, что вещи могут быть даны нам еще и для того, чтобы помогать другим. Покупаю ли я квартиру, строю ли я дом — я думаю о тех, кто там будет жить, о детях, внуках и правнуках.

В этом смысле удивителен пример художника Василия Дмитриевича Поленова, основателя родовой усадьбы. Он изначально рассчитывал на то, что его дом будет центром искусства, культуры, куда окрестные крестьяне смогут приходить, чтобы увидеть и его картины, и его коллекции (он много путешествовал); чтобы всем, чем владел он, могли пользоваться многие.

Вот христианское отношение к своей собственности: человек должен понимать, что все, что он имеет, принадлежит не только ему, а всем, кому понадобится. Он не хозяин, а распорядитель. И все же даже в таком, правильном, отношении к вещам есть определенная опасность.

Человек ко всему должен относиться с любовью. Эта любовь его распространяется и на вещи, которые ему верно служат, и на животных. Но в этой естественной любви есть грань, о которой говорит апостол Павел: «…имеющие жен должны быть, как не имеющие… и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29-31). То есть имея нужную вещь, мы не должны к ней прикипать душой, мол, это моя вещь, а, наоборот, в любой момент должны быть готовы к расставанию с ней.

Человек должен говорить себе: в этом мире ничего моего нет, я здесь гость; все, что я имею, Господь дал мне, чтобы я совершил самое главное: я нашел Его и научился в меру своих сил быть Божьим. Что это значит? Это значит, что человек, пришедший в храм, должен начать меняться.

Не секрет, что сегодня одни ходят в церковь, чтобы исполнять определенные предписания, — это фарисейский путь. Другие ищут там утешения, облегчения — это путь релаксации.

Но духовная жизнь начинается тогда, когда в душе человека происходит преображение. Он переосмысливает свою жизнь и приходит к пониманию, что все, чем он владеет, все это в конечном счете не его.

Для человека, зараженного вирусом потребления, можно начать с понимания того, что потребление естественно, но не нужно прилагать к нему сердце. Как это понять? Может быть, вообще не стоит думать о завтрашнем дне: «будет день, будет пища»? Может, все наши припасы «на черный день» — это от недоверия Господу, сказано же «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34)? Нет, запасы делать нужно.

Яркое подтверждение этому есть в Библии: Иосифу было открыто значение сна Фараона, о том, что его народ ждет семь неурожайных лет. Узнав об этом, люди стали делать запасы, и благодаря этим запасам выжили (см. Быт. 41). Когда Господь говорит не заботьтесь (не «пещитесь») — это значит не беспокойтесь, не мучьте себя, не живите этим.

В Евангелии есть много мест, где Господь говорит о богатстве. Известна всем фраза и о верблюде, которому удобнее пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное; там же говорится и о юноше, который не захотел расстаться со своим имуществом ради того, чтобы наследовать жизнь вечную (см. Мф. 19: 21-24). Все это мы не раз слышали, но беда наша в том, что мы не принимаем слово Божие к себе: мы не считаем себя «богатыми».

Дело в том, что психологически каждый, имея не так уж и мало, считает богатыми только тех, кто богаче его; следующую ступень. В Евангелии же идет речь о любящем богатство, любящем приобретать, иметь — вот кто такой «богатый». Богатым можно считать и нищего, который больше жизни дорожит какими-то вещами. Только осознав это, начинаешь потихоньку освобождаться от имущества. Только почувствовав, что ты тонешь в пучине потребления, можно начать отказываться от него.

В простейшем виде Господь показывает это на примере поста. Человек перестает есть то, что любил, и вдруг с удивлением обнаруживает, что от этого он стал чувствовать себя лучше. Он стал питаться беднее — но это только придало ему сил. Так Господь показывает нам, настолько благотворно освобождаться от разных излишеств.

Только здесь мы часто впадаем в другую крайность: освобождаясь от вещей, начинаем презирать их, небрежно относиться к ним, подобно тому, как это делали, скажем, юродивые. Между тем многие святые подвижники считали это недопустимым. Преподобный авва Дорофей пишет, что «хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место». Старец говорит о смиренном состоянии духа. И когда мы с неофитской горячностью и максимализмом стремимся в отношении к вещам уподобиться юродивым, стоит вспомнить, что юродство — это высочайший духовный подвиг, доступный далеко не каждому, выходящий за грани обычной жизни. Нам же надо научиться «смиренному», внимательному отношению к собственным вещам.

Например, постараться, если нам эта вещь не нужна, ее отдать кому-то, а не просто выбросить. Но ведь выбросить куда проще! Чтобы отдать, надо приложить усилия, найти того, кому это нужно, привести старую вещь в порядок, чтобы она могла еще послужить. Не всегда на это есть время. При нынешней напряженной жизни человек очень выматывается. И все же как проверить себя, не можешь ли ты сделать еще чуть-чуть? Замечательный французский художник Дега говорил: «Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су». Если у тебя есть желание поделиться с кем-то своим «имением», попробуй сделать еще небольшое усилие, чтобы довести доброе дело до конца.
Скажи, как ты относишься к вещам, и я скажу, кто ты…

Психолог Марьяна ДАНИЛЬЦЕВА, член межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе»:

— Если человек зарабатывает много денег и при этом чувствует себя глубоко несчастным, если он осознает, что тратит свою жизнь на что-то внешнее, а в глубине у него пустота, то тогда ему необходимо в первую очередь разобраться в себе. Вообще, «потребительство» как философия — это стремление найти смысл во внешнем вместо того, чтобы искать его внутри себя; это уход от каких-то внутренних сомнений, тревог, попытка сделать свою жизнь проще. Нетрудно заметить, что на это нацелена вся современная «система ценностей»: мода на успех, на комфорт. Пока человек чувствует себя хорошо в этой системе, он не выйдет из нее никогда.

Привязанность к вещам тоже одна из граней «потребительства». Конечно, расставаться всегда трудно и с человеком, и с вещью. Но когда расставание с вещью проходит так же тяжело, как с близким человеком, — в нашем сознании происходит подмена ценностей. Человек, которому трудно выбрасывать вещи, либо таким образом борется с какой-то внутренней тревогой, либо у него нет опоры в отношениях с близкими людьми, и он опирается на вещи, обретая стабильность во внешнем.

Не так уж редко встречаются люди, которые с другими людьми общаются на поверхностном уровне, зато они вступают в отношения с вещами: вещь более понятна, отвечает тебе всегда тем, что от нее ждешь, — отсюда и возникает феномен Плюшкина. Такие люди живут в «овеществленном» мире, где каждая вещь уникальна, где вещи — это единственное, что у тебя есть.

Преодолеть это можно через осознание: это путь от вещей к душе. Кому-то на этом пути поможет священник, кому-то психотерапевт, кому-то просто встретится человек, и таким образом через друга он встретится с собой. Главное в этот момент почувствовать, что в центре твоей системы должна быть личность, а не вещи.

Подготовила Оксана СЕВЕРИНА

Источник: Православие и мир

Share 'Иметь или не иметь?' on Facebook Share 'Иметь или не иметь?' on LiveJournal Share 'Иметь или не иметь?' on Twitter Share 'Иметь или не иметь?' on vk.com Share 'Иметь или не иметь?' on Yandex Share 'Иметь или не иметь?' on Email
<< | >>