Восхождение человека к Богу представляет собой немалый путь. На этом пути человеку очень нужны помощники. Труден путь спасения. Да и враги не дремлют, норовят сбить с пути христианина. Нужна благодатная помощь от Бога, само собой. А еще нужен помощник, опытный человек – даже на самых первых порах, от которых еще очень далеко до высокой духовной жизни.
В православной традиции путь духовного восхождения образно предстает как лестница со ступенями. Какие же именно мы различаем на ней ступени?
Кратко перечислим. Первая ступень: покаяние в грехах. Потом следует ступень борьбы со страстями. Дальше идут ступени безмолвнической (исихастской) жизни. Опыт священного безмолвия, без сомнения, можно считать высокой духовной жизнью. Начинается он с того, что ум подвижника очищается от страстных помыслов – ум безмолвствует. Продолжается опыт внутреннего безмолвия, когда во время молитвенного делания ум сводится в сердце (это ступень умно-сердечной молитвы). Затем следует ступень непрестанной молитвы. И так вплоть до ступени бесстрастия.
На пути духовного восхождения православному христианину помогает Бог,ангел хранитель и люди. Причем помощь от людей бывает самая разнообразная, но важнее всего сложившаяся в Церкви традиция духовного руководства, иначе говоря – пастырского служения, духовного окормления. Присмотримся к нему поближе.
Мы будем опираться на то, как о духовном руководстве рассуждалимитрополит Антоний Сурожский и священник Александр Ельчанинов. И – что важно – попытаемся соотнести их рассуждения о духовном руководстве с названными выше ступенями духовного восхождения.
Духовное руководство православные христиане получают: 1) от дежурного священника, 2) от духовника (или духовного отца; иногда эти два понятия различаются), 3) от старца.
***
Иногда дежурного священника называют чередным священником, это сути не меняет. Мы говорим о батюшке, чья очередь (чреда) подошла исповедовать прихожан. Сегодня очередь одного, завтра – другого. Будем считать, что прихожанин попадает к дежурному священнику первый раз, они не знакомы. Какая задача у дежурного священника на такой исповеди? Очень скромная и в то же время великая. Об этой задаче сам священник перед исповедью объявляет: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним, вся елика речеши мне».
Задача священника – засвидетельствовать покаяние перед Богом. С другой стороны, перед кающимся человеком священник свидетельствует, что раскаянные грехи Христос ему прощает.
А если на исповеди покаяния не слышно, что тогда? Думаете, так не бывает… Допустим, человек пришел не помолиться о своих грехах перед Богом на исповеди, а поведать батюшке о личных проблемах, о «горестных обстоятельствах своей жизни, в которых и ангел Божий согрешит». В этом случае перед священником встает еще одна задача – подвести человека к покаянию. Весьма непростая и деликатная.
Подвести человека ближе к покаянию можно, объясняя, чем наши проблемы и наша неудовлетворенность собой и другими отличаются от наших грехов. Еще есть у священника сильнодействующее средство – наводящие вопросы о грехах: «Не согрешил ли тем-то (называется конкретный распространенный грех)?»
Некоторые священники заранее предусматривают подобные ситуации и перед исповедью произносят покаянную проповедь, перечисляя разные грехи. Такая покаянная проповедь может быть очень простенькой, сведенной к списку наиболее «популярных» грехов. И может вырасти до события гораздо более замечательного – стать личным покаянием вслух, в котором священник горячо молится Богу о грехах. И своим покаянием священник вдохновляет прихожан.
От самого дежурного священника служение на исповеди требует живого опыта личного покаяния. Засвидетельствовать покаяние незнакомого человека, а тем более посодействовать в покаянии способен лишь тот, кто сам обладает большим опытом покаяния.
Итак, духовное руководство от дежурного священника напрямую связано со ступенью покаяния.
***
Духовник отличается от дежурного священника тем, что прихожанин к нему на исповедь приходит не впервые. Скажем точнее, приходит регулярно. Так что духовник знаком с прихожанином по исповедям. Помнит, в каких грехах каялся этот прихожанин в позапрошлый раз и в прошлый раз. Духовник знает обстоятельства его жизни, «динамику» его жизни: «В позапрошлый раз он каялся в том-то. После исповеди пытался с этим грехом бороться. Поначалу удавалось. Потом опять “сорвался”, о чем и сказал на прошлой исповеди. Борьба с этим конкретным грехом, в котором проявляется такая-то страсть, идет у него уже полгода. Небольшие успехи есть, и все-таки забороть этот грех пока не получается».
Таким образом, духовник может не только засвидетельствовать покаяние, но и – борьбу со страстями, если, конечно, его подопечный борьбу ведет. Духовник может не только поддержать человека в его покаянии, но и посодействовать в борьбе со страстями (например, дать дельный совет, подходящий для этого человека, учитывая его характер и условия его жизни).
Служение духовника предполагает, что у него накоплен большой личный опыт покаяния и к тому же имеется достаточный опыт борьбы со страстями.
***
Старец отличается от духовника хотя бы тем, что это понятие изначально не приходское, а монастырское. Правда, к Оптинским старцам в монастырь приезжали паломники, и старцы исповедовали их. Сохранилось подробное описание, как, например, преподобный Варсонофий Оптинский помогал одной паломнице приблизиться к глубокому покаянию на исповеди, после этой исповеди она приезжала к нему еще несколько раз. Подобные истории были еще у прославленных египетских старцев в раннехристианскую эпоху. Однако в «классическом» случае мы встречаем у старцев другой тип духовного руководства.
«классическом» варианте старец руководитпослушником. Это руководство происходит не столько через исповедь, так хорошо нам знакомую по приходской практике, сколько через откровение помыслов и монашеское послушание. Послушник живет со старцем вместе и часто, буквально ежедневно, обращается к старцу с откровением помыслов. Старец рассуждает о помыслах: «От Бога ли они? Стоит их принять, или же их надо отсечь?» Послушник хранит покаянный дух, борется со страстями (старец ему в этом помогает), очищает свой ум от страстных помыслов (старец ему в этом помогает духовным рассуждением и молитвой). Если Бог благословит, то послушник взойдет к ступени священного безмолвия.
Молодой монах Дорофей приходил к старцу Иоанну Пророку на откровение помыслов. И милостью Божией с помощью старца послушник взошел на ступень безмолвия. Старец удостоверил его духовный опыт, указал, что этот опыт является плодом монашеского послушания. С тех пор прошло полторы тысячи лет, и мы сейчас почитаем палестинских подвижников Иоанна Пророка и авву Дорофея во святых.
Есть в православной духовной традиции и другие свидетельства: о том, как старец помогал послушнику в делании Иисусовой молитвы и послушник постепенно восходил на ступень безмолвия и на ступень умно-сердечной молитвы…
Что же мы скажем о духовном руководстве старца? Оно предполагает, что у старца имеется не только большой опыт покаяния и борьбы со страстями, но есть и достаточный опыт безмолвия. Прежде всего, старец учит начинающего монаха, как взойти к безмолвию – если Бог благословит взойти.
Теперь подведем итог: духовное руководство дежурного священника, духовника (духовного отца) и старца тесно связано со ступенями покаяния, борьбы со страстями и ступенями священного безмолвия.
Источник: Православие





