С чем связан повышенный интерес к эсхатологии у наших современников? С обыкновенной модой? С любопытством? С реальными духовными трудностями?

Мы просим прокомментировать проблему протодиакона Андрея Кураева и врача-психиатра В. Г. Каледу.

Протодиакон Андрей Кураев:

— Вряд ли за этим стоитсерьезное отношение к христианской вере.

Скорее, за этим стоитнесерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания. Ну как посещение корриды или фильма ужасов. Дополнительный топингк этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи» и затем б) «я-то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».

Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.

В. Г. Каледа врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ:

Проблема «ожидания конца света» более серьезная, чем может показаться при поверхностном рассмотрении. Бесспорно, для некоторых это просто возможность «пощекотать нервы» и найти «оригинальный» вариант ответа на вопрос, ответ на который и так очевиден. Но столь высокая привлекательность этой темы свидетельствует, что есть и другие, более фундаментальные причины обращения к данной проблеме и желание найти ответ на этот отнюдь не жизнеутверждающий вопрос.

За этим стоит нарастание в обществе тревоги и неопределенного ощущения реальности возникновения глобальной катастрофы. Любое крупное событие (атаки террористов, экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, летняя жара, запуск адронного коллайдера) нередко приобретает апокалиптический характер.

По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году средиинвалидизирующих заболеваний 2-е место после ишемической болезни займетдепрессия. Главная причина нарастания частоты встречаемости депрессивных состояний, по мнению экспертов ВОЗ, — утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Для депрессивных состояний характерно появление пассивных суицидальных мыслей: «вот бы заснуть и не проснуться». При таком фоне настроения и возникает интерес к вопросу: «А когда, вообще-то, конец Света?»

Как правило, эсхатологические ожидания актуализируются при смене исторических эпох. Так, наши предки ждали конца света в 7000 году от Сотворения мира, т. е. 1492 году от Рождества Христова, и в 1491 году многие отказывались засеивать поля, в связи с чем позже возник голод. Подобные ожидания возникали и в началеХХ века, и совсем недавно, в начале третьего тысячелетия. В отдельные моменты и в отдельных кругах эти проблемы актуализировались в связи с возможностью попадания Земли в хвост кометы или падения на Землю астероидов. Некоторые люди с тревогой ожидают 2012 год, когда будет конец света согласно календарю майя и будет наблюдаться парад планет. Кто-то в связи с глобальным потеплением и таянием ледников ожидает конец света в 2016 году. Исаак Ньютон якобы предсказал конец света в 2020 году.

Сейчас есть немаленькая категория лиц, поглощенных проблемой глобальной катастрофы, и на специальных сайтах серьезно обсуждают, как выжить после неё отдельной семье и какими продуктами надо запасаться. Не случайно в Америке сейчас стала популярной покупка специального семейного бункера за 10 млн долларов, в котором на длительное время можно укрыться от ядерного, химического и биологического оружия.

В психиатрии выделяют такое достаточно сложное понятие, как сверхценные идеи, когда человеком овладевает какая-то идея, которая эмоционально окрашена, занимает в сознание индивида неподобающее ей место, он становится как бы «заряженным» этой идеей и мало способен выслушивать какие-либо контраргументы и воспринимать явления в целом. Нередко и эсхатологические идеи, идеи о конце света, о глобальной мировой катастрофе в сознании некоторых людей приобретают характер сверхценных. Они, как правило, возникают у лиц с некоторыми патохарактерологическими особенностями.

Необходимо отметить, что есть и немало душевнобольных с эндогенным психическим заболеванием, у которых бредовая фабула включает идеи о конце света. Недавно у меня был больной — православный юноша, который в остромпсихотическом состоянии заявлял, что через год будет конец света, и его миссия —  готовить к этому всё человечество. По мере его выхода из психоза, срок конца света отодвигался на 5–10–15 лет, и затем он заявил, что даты конца света никто не знает и каждый должен в первую очередь думать о своем личном спасении.

Недавно, около двух лет назад, мы все с напряжением наблюдали за событиями,  связанными с пензенскими затворниками во главе с Петром Кузнецовым, у которого диагностировалось выраженное психическое расстройство и которого окружили личности с отчетливыми патохарактерологическими чертами в отрыве от полноценной церковной жизни.

Таким образом, на наш взгляд, повышенный интерес общества к этой проблеме свидетельствует о нарастании неблагополучия в духовной и душевной сферах современного человека.

Источник: Православие и мир.

Share 'Почему люди ждут конца света?' on Facebook Share 'Почему люди ждут конца света?' on LiveJournal Share 'Почему люди ждут конца света?' on Twitter Share 'Почему люди ждут конца света?' on vk.com Share 'Почему люди ждут конца света?' on Yandex Share 'Почему люди ждут конца света?' on Email
<< | >>