Изгнание Адама и Евы из Рая

Изгнание Адама и Евы из Рая

В эти дни наступающего поста, когда мы вспоминаем Адамово изгнание, Церковь советует нам плакать. Этот совет выглядит необычным, более того — противным всему, к чему мы привыкли. Мир вокруг нас требует лучезарного оптимизма. Продолжай улыбаться! Верь в успех! Отбеливай зубы у лучших дантистов и улыбайся! Купи себе специальную палку для фотокамеры и снимай себя, улыбающегося, в различных интерьерах! За этими улыбками может скрываться глубокое отчаяние, боль и растерянность — но мир больше интересуется внешним.

Церковь советует плакать — потому что плач ведет к радости. Только осознав, что мы находимся в большой беде, мы можем обрести надежду.

Есть целый жанр книг, фильмов и компьютерных игр, который называют «постапокалиптическим», хотя вернее было бы называть «посткатастрофным». Предыдущая цивилизация уничтожена — чаще всего ядерной войной, хотя тут возможны варианты: глобальная эпидемия, космическое столкновение, — и люди как-то выживают в своих подземных убежищах, как-то приспосабливаются к тем условиям, в которых они оказались.

Но иногда они набредают на какие-то свидетельства докатастрофного мира, когда люди жили под голубым небом и играли на зеленой траве.

Во многих культурах люди догадывались о том, что мир, в котором мы живем, — посткатастрофный. Всё должно было быть не так; этот мир вражды и изнурительного труда, боли и смерти стал таким в результате какого-то древнего бедствия, чего-то, что разрушило правильное устройство мироздания.

Языческие поэты античности говорили об ушедшем «золотом веке» — потерянной эпохе мира и гармонии человека со своими ближними и с природой.

То, о чем люди смутно догадывались, библейское Откровение делает ясным: мы действительно живем в мире после катастрофы, в ситуации великого бедствия, которое глубоко повредило мир и нас самих. Эта катастрофа называется грехопадением — и в эти дни наступающего поста мы особенно оплакиваем ее.

Третья глава книги Бытия содержит поразительно простой и глубокий рассказ о том, как первые люди ослушались Бога и утратили рай. Иногда люди, которые не вчитываются в этот рассказ, задаются вопросом: «А нас-то за что? Адам с Евой согрешили, а мы чем виноваты?»
Но нам достаточно вглядеться в библейское повествование, чтобы понять: оно и о нас тоже. Это мы слушаем змея, а не Бога; это мы едим запретные плоды; это мы, согрешив, ищем, на кого возложить ответственность: «жена, которую Ты мне дал», «змей соблазнил». И изгнание — это тоже про нас. Мы живем здесь не дома, а в изгнании — это не наш далекий предок, а мы сами вновь и вновь ввергаем себя в катастрофу греха. Мы пребываем в состоянии страшной утраты — настолько страшной, что даже не решаемся ее осознать.

Все беды и горести этого мира сводятся к одному: грехом мы утратили рай. Мы призваны осознать и плакать это несчастье, порождающее все несчастья, — чтобы обрести надежду. Как поет Церковь:

Седе Адам прямо рая,
и свою наготу рыдая плакаше:
увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу
и окрадену и славы удалену!
Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!
Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся:
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:
в землю бо пойду, от неяже и взят бых.
Милостиве щедрый, вопию Ти:
помилуй мя падшаго».

Тем, кто оплакивает свое падение, Церковь возвещает благую весть: мы можем вернуться, если всерьез захотим. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, призывая каждого ко спасению. Великий пост — это время, когда мы оплакиваем наше падение и обретаем надежду.

Сергей Худиев

20 февраля 2015 года

Источник: Православие

Share 'Посткатастрофный мир' on Facebook Share 'Посткатастрофный мир' on LiveJournal Share 'Посткатастрофный мир' on Twitter Share 'Посткатастрофный мир' on vk.com Share 'Посткатастрофный мир' on Yandex Share 'Посткатастрофный мир' on Email
<< | >>