Отшельник. Фреска монастыря Дионисиат. Св. Гора Афон. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Многие православные впадают в грех, когда предлагают на духовные вопросы свои личные, особенные, вольные ответы, противореча церковным догматам и все делая по-своему, так, как сами это понимают и интерпретируют. От возможной ошибки христианина ограждают Священное Писание, учение и разъяснения отцов Церкви; наконец, для того и имеют духовника, чтобы со всеми духовными и религиозными проблемами обращаться к нему, а не делать свои субъективные выводы.

Часто от христиан можно услышать такое: мы умом веруем в Господа; иные же утверждают: веруем в Бога сердцем. И всех их мучает один общий вопрос: как же должно верить в Бога – больше разумом или сердцем? Ответ таков: мыслью, мышлением, внутренним познанием, восприятием церковных таинств… Если именно так человек осмыслит, воспримет Господа, обязательно произойдет его изменение, измениться и его поведение.

Иногда бывает, что человек вроде мыслит правильно, но сердце тянет его в другую сторону, и в результате он раздваивается и впадает в грехи. Существует и другая крайность: человек верует лишь сердцем и не желает напрягать мысль, разум, чтобы познать Господа, не утруждает себя чтением Священного Писания и творений святых отцов, иных духовных книг. Некоторые лишь причащением, исповедью, присутствием на службах в храме пытаются продвигаться вперед, без разумного познания. Другие разумом верят в существование Бога, много читают, размышляют, но при этом не имеют опыта церковной жизни. Это тоже является признаком повреждения души. Поэтому скажу, подводя итог, так: воцерковленный человек должен стать в какой-то степени ученым, а ученый – церковным.

Некоторые православные христиане полностью отвергают церковную жизнь, впадают в отвлеченное богословствование и считают, что воцерковление, являющееся познанием Господа через общую христианскую жизнь, нужно для «масс», а не для избранных. И есть такие верующие, которые полагаются только на свой личный религиозный опыт, часто иллюзорный, считают, что достаточно одних духовных переживаний, и отвергают умственный опыт. Мысль о том, что мистический опыт якобы является прерогативой отдельных людей, особо предрасположенных к этому, а остальным остается довольствоваться лишь слепым подчинением догматическому учению, ошибочна.

Пророки, с которыми беседовал Господь, апостолы, которые своими ушами слышали живительные слова Спасителя, имели веру, основанную на личном опыте общения с Богом. Для других такой опыт недостижим, во всяком случае не обязателен. Нужно, чтобы у человека была вера и понимание церковного учения.

Часто христиане спрашивают: вот, по Ветхому Завету, человек не мог увидеть Бога и при этом остаться в живых, почему же по Новому Завету стало возможным лицезреть Господа? На это можно, прежде всего, ответить так: нельзя, недопустимо, чтобы Бог стал предметом ученого рассуждения. Богословие в корне отличается от философского рассуждения. Богослов не видит в Боге предмет какого-либо исследования. Его Бог – это Бог Библии, живой, личностный Бог. В отличие от других религий и метафизических учений, Библия утверждает абсолютность и личностность Господа, однако Бог скрывает глубины Своей природы; Самого Себя Он провозглашает Своей властью, и даже упоминание Его имени сакрализовано. Он окружен недоступным сиянием. Да, в Ветхом Завете человек не может увидеть Господа и при этом остаться в живых; невозможна встреча лицом к лицу с этой страшной Божественной Силой. Тут от человека требуется лишь подчинение и вера. Христианство освобождает человека, оно становится над любым учением. В откровении Господь познается через личные взаимоотношения, поэтому откровение – историческая реальность.

Нередко можно слышать и такой вопрос: возможно ли созерцание Бога? Царство Христа основано на вере, как на прочной скале. Святые совершали великие чудеса с помощью веры. Вера – эта глыба, но глыба неощущаемая, свободная от тяжести, глыба, которая стремится не вниз, а вверх, к небесам. Господь говорит: «Верящий в Меня и творящий дела любви не умрет…»

Он один имеет бессмертие, Он пребывает в недосягаемом сиянии, которого не видел ни один из людей и не сможет увидеть никогда. Поэтому очень сложно и требуют большой осторожности любые рассуждения о сущностной природе Господа. Святитель Григорий Нисский говорит: «Увиденный в пустыне ручеек вызывает в человеке желание не мысленного рассуждения, а того, чтобы, распластавшись на земле, выпить желанную влагу и возблагодарить дарителя этого блага». Не нужно исследовать, испытывать таинств Господних; достаточно того, что мы имеем определенные знания о Господе, ровно столько, сколько Он Сам открыл людям. Мы должны отличать познание Бога от Его познавания. Первое – по существу невозможно, а второе – хотя неполно, но все же возможно. Святой апостол Павел говорит, что мы частично созерцаем Господа, и это созерцание зависит от духовных сил человека.

Источник: Православие

Share 'Познавать или нет Бога' on Facebook Share 'Познавать или нет Бога' on LiveJournal Share 'Познавать или нет Бога' on Twitter Share 'Познавать или нет Бога' on vk.com Share 'Познавать или нет Бога' on Yandex Share 'Познавать или нет Бога' on Email
<< | >>