24 февраля 2015 года, во вторник первой седмицы Великого поста, клирик Успенского собора иерей Максим Бурдин произнёс проповедь после чтения великого повечерия.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сущности, человек есть то, что он ест.  С этим утверждением можно соглашаться как с высокой философской конструкцией, но опыт жизни подсказывает, что это горькая правда. Такая же горькая правда, как и то, что все беды мира, начиная с грехопадения Адама и Евы и продажи первородства Исавом, заканчивая современными конфликтами и войнами, происходят из-за еды.

Элементарность процесса приёма пищи часто прельщает многих, но именно вместе с насыщением чрева нарушается внутренний баланс отношений человека и Бога. Не в наших силах понять причину этого зла, но нам можно найти много рецептов к реставрации утраченного духовного равновесия в Священном Писании и святоотеческом наследии.

Время Великого поста позволяет христианам решительно переосмыслить отношение к пище. Прежде всего, необходимо указать содержание понятия поста, которое нецерковные люди порой неверно определяют медленным самоубийством или мазохизмом. Ошибочной следует признать и позицию, когда пост низводят до полезной косметической или диетической нормы.  С последним утверждением, впрочем, можно частично согласиться.

Воздержание и самообладание необходимы для погашения тенденций себялюбия, присущих человеческой природе. К слову сказать, пост может исправить не только отдельную личность, но и целые нации – в священной истории тому находится очень много подтверждений.

Святитель Василий Великий учит, что путь подвижника освобожден от надмения и является истинно средним и царским. «Скажи же мне, что лучше: подражать ли плодоносным деревам, которые и сами богаты плодами и других увеселяют своим плодоносием, или уподобляться огородным растениям, которые вянут от зноя и засухи <…>, быть неспособным послужить собственным своим потребностям». Тело постящегося должно быть лёгким и не обременённым сытым чревом, но способным к подвигу. Важно при таком подходе не соглашаться с помыслами, которые возгревают в человеке любовь к неге.

Необходимо определить некоторые простые принципы отношения к пище в период поста и попытаться применить их в жизни. Прежде всего, не следует создавать для себя абсолютной нормы. Порядок и условия жизни монастырей, где создавались многочисленные уставы постов, в корне отличаются от повседневности мирян. Желание следовать строгой мере часто ставит под угрозу правильность мотивации поста. Для христиан важно не исполнить сумму предписаний, но соединить свой ум со Христом, чтобы в чистоте приступить к тайне Страданий и Воскресения Господа.

Очевидно, что недостаточно разделить пищу на постную и непостную и успокоиться на этом решении. Во время поста следует бегать дорогих и пышных яств. Грех слишком часто принимает на себя образ добродетели – порой даже постная пища превращается в фетиш и пресыщает чрево. Не умолчим и о том, что процесс приготовления сложных, пусть и постных, блюд может занимать чрезмерно много времени, ставя под угрозу запас сил на дела веры.

Для евреев, находившихся в Вавилонском плену, воспоминание о разрушенном Иерусалиме считалось осквернением их священной поэзии. Именно поэтому они повесили свои инструменты на деревья и не пели псалмы и гимны перед вавилонянами (Пс. 136). Душа учится от слов. С наших уст должны сойти восторженные речи и сладкие воспоминания о скоромной пище, которая еще совсем недавно была доступна. В большинстве случаев, голод даёт ложную тревогу уму, что совсем не означает опасности для жизни. Вместе с тем, усиливающийся голод явно указывает на пустоту души, которую пищей не заполнить.

Любой пост в отрыве от литургической жизни теряет полноту своего смысла, борьба Церкви за эту мысль стёрла слишком много писчих перьев.  Хлеб жизни – Христос. Приходящий к Нему не взалкает и не возжаждет во веки (Ин. 6:35). Осталось только понять – на какой стороне баррикад нахожусь лично я. Пойду ли за Ним дальше или, смутившись, последую примеру отвернувшегося от Иисуса большинства. Устремимся к Богу, желающему ввести нас в покой. Оставим всё тленное земле и смягчим наше сердце, чтобы воспринять реальность в евангельском свете, который не угаснет никогда. Аминь.

Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on Facebook Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on LiveJournal Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on Twitter Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on vk.com Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on Yandex Share 'Слово священника Максима Бурдина после повечерия во вторник первой седмицы Великого поста' on Email
<< | >>