Священник Димитрий Шишкин

Чем может привлечь современного человека Церковь и в чём принципиальная разница между прошлым опытом и нынешним?

Мы знаем, что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Но разница между жизнью прошлых веков и нынешней жизнью всё-таки существует. И эта разница в пресловутой «свободе», как бы мы к ней не относились. Наше время примечательно тем, что власть больше не играет решающей роли в жизни абсолютного большинства людей и невозможно их просто заставить поступать так или иначе.

Власть действует на своих граждан большей частью не силой принуждения, но силой пропаганды, убеждения, порой хитростью, манипуляцией сознанием… Но Церковь, к счастью лишённая властных механизмов прошлого, имеет только одну, но главную возможность привлекать людей. Это нравственная, духовная красота. То, что покорило некогда послов князя Владимира.

Всё возвращается на круги своя, и других путей у нас, слава Богу, нет.

Церковь – мистическое Тело Христово. Мы все об этом помним, но почему-то забываем вглядываться в нравственный облик своего Главы, учиться у Него, подражать своему Спасителю. А ведь это обязательное условие христианской жизни, по слову святых отцов.

У нас принято благоукрашать внешнюю жизнь Церкви. Это правильно и хорошо, но всё-таки до известных пределов… Люди и во времена земной жизни Христа несли Спасителю деньги, но мы нигде не находим свидетельство того, что на эти деньги приобреталась дорогая одежда для Господа и Его учеников, комфортные колесницы или снимались роскошные апартаменты… Нет, ничего этого мы не найдём в Новом Завете. Не найдём мы и следа того, что за «услуги Христа» взималась по «тарифной сетке» мзда. Да это и звучит кощунственно.

Но разве менее кощунственно звучит наше привычное и вошедшее уже в обиход требование платы за «требы». Это очень серьезный вопрос. Не проходной и не «дежурный». Мы знаем, что апостолы носили с собой денежный ящик для сбора пожертвований, но мы знаем также, что случилось с тем, для кого этот ящик стал предметом особого вожделения. Это страшный урок, и совсем не отвлечённый, а насущный и актуальный. Зато мы знаем о доброй традиции первых христиан заботиться об убогих и нищих. И заботиться не тогда, когда сами благотворители станут состоятельными, – как это принято сейчас называть, – людьми, а всегда: с начала и до конца своего земного служения Господу. И мы именно нигде не найдём этого «прогресса» статусности в учениках Христовых, хотя доверие народа и добровольные приношения вне всякого сомнения предоставляли им такую возможность. Ну, неужели это не пример для нас? Почему мы не хотим замечать очевидных истин?!

Фото Violette79

Мы слишком привыкли к расчёту и слишком отвыкли по-настоящему полагаться на Господа. Когда тысячи людей шли за Христом в пустыню, апостолы не суетились, организуя розничную торговлю лепёшками, и Господь не благословлял какой-то «особенный сбор» для организации массовой проповеди. Но Слово Божие Само предоставило всё нужное, ещё раз напомнив, что весь мир в деснице Всевышнего, а не в наших расторопных руках.

Понятно, что и разум Господь даровал человеку и организаторские способности и предприимчивость. Но в христианине эти качества должны занимать, условно говоря, треть сознания, в то время, как остальные две трети должны быть всецело преданы Богу. А, правильней сказать, все наши способности, таланты и умения должны растворяться в воле Божьей, служить её выражением. И это, опять же, не проходная тема, а очень важный вопрос. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. И всё чем мы можем содействовать исполнению этой воли – это наше богоподобие, служение, а не господство.

Христос обладает подлинной, высшей властью, но давайте посмотрим, как Он ей пользуется.

Мы нигде не находим примеров принуждения, и даже известное изгнание продающих из храма – это скорее прекращение явного беззакония, отсечение чуждого, чем пример властного обладания своим. Напротив – Господь многажды говорит, обращаясь не только к апостолам, но и к нам: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 26-27). Господь говорит, и Сам поступает так. Но мы порой точно не видим этих живых примеров, как будто нас они не касаются и «сановная надменность» прочно входит в повседневный церковный обиход.

Страшно сказать, но мы порой живём и действуем так, словно Христа нет и мы от Его имени можем реализовывать самые выгодные и масштабные наши проекты и планы. Но Христос есть! Здесь и сейчас. И наша задача быть Его слугами, учитывая обстоятельства места и времени, но не оправдывая ими свои пороки.

Сейчас время, когда единственной альтернативой рынку может быть только подлинная нравственность: христианская, а значит бескорыстная во всех отношениях. Нравственность, отдающая не для того, чтобы приобрести, а чтобы поделиться, утешить. Нищета богача, которому дана власть раздавать несметные, неиссякаемые сокровища. Счастье не обладания, а со-дарения. Вот наше призвание, призвание Церкви и то, чем мы не только можем, но и обязаны воспользоваться. Как неключимые рабы.

Читаешь Писание и просто прозреваешь порой: ведь как ясно всё сказано, только исполняй: «Пастыри, – говорит Апостол Пётр, – пасите Божие стадо не господствуя над ним, но подавая пример» (1 Петр. 5, 1-3). Ну, какие могут быть ещё отговорки и оправдания собственной «значимости»?!

Об этом горько говорить, но властолюбие и стяжательство – две главные проблемы в жизни современной Церкви, два препятствия на пути людей, приходящих в храм, так что многие из них соблазняются и уходят, не находя сил двигаться дальше. И властолюбие, и стяжательство, пусть даже «во благо» глубоко проникли в систему церковных отношений, в структуру управления, в то время как названные свойства по сути своей не имеют к Церкви никакого отношения. Но люди приходящие в храм этого не знают и принимают за Церковь то, что они видят.

Мы можем деликатно молчать об этом, смиренно опускать глаза, воздыхать «о своих грехах», но люди будут уходить и уходить из храмов сотнями… тысячами… и, в конце концов, какой мы дадим ответ за этот «великий исход» Богу?!

Есть у меня старый знакомый из бывших коммунистов. Он и в Советское время обличал, трубил, искал правду и искренне страдал от её отсутствия… Потому и вышел из партии одним из первых и принял крещение. Несколько лет назад я его встретил в храме. Он стоял и обливался слезами. Я подошёл и спросил, что случилось. Он ответил: «Не знаю, что происходит, но я не могу сдержать слёз, когда захожу в храм!»

На днях я встретил его на улице. И он с решимостью человека, смотрящего прямо и называющего вещи своими именами, сказал: «Я больше не хожу в храм… Понимаешь, я думал в Церкви найти честь и совесть, за которые страдал, которые искал всю жизнь и которые так и не нашёл в коммунизме… Но оказалось и в церкви нет ни чести, ни совести!»

Страшные слова, согласитесь. Но ещё страшнее, что они справедливы в отношении той церкви, которую мы, люди, создаём, облачая Христа в непроницаемую броню властолюбия и стяжательства. И эта порочная «самодеятельность» тяжким грузом лежит на нашей ответственности.

Я пытался объяснить этому человеку, что Господь сотворил Церковь, что Она на самом деле иная… но он меня прервал:

— А ты меня не уговаривай, не надо! Я всё это понял… и во Христа верую, и от православия не отказываюсь. Просто я сделал дома святой уголок и молюсь там со слезами… А в храме ноги моей больше не будет!

Соприкоснувшись с реальной, внутрицерковной жизнью, этот человек увидел несправедливость, стяжательство и надменность и это оттолкнуло его от храма. Дай Бог, чтобы не навсегда! Но таких людей много, – вот в чём беда, – много, давайте себе в этом признаемся! И, может быть тогда, мы начнём хоть немного меняться, чтобы своими амбициями не загораживать Христа от входящих в храм.

Источник: Православие и мир

Share 'Сокровище нищеты' on Facebook Share 'Сокровище нищеты' on LiveJournal Share 'Сокровище нищеты' on Twitter Share 'Сокровище нищеты' on vk.com Share 'Сокровище нищеты' on Yandex Share 'Сокровище нищеты' on Email
<< | >>