«В XVII веке остро стояли вопросы о законной власти и общественном устройстве в крае. С появлением на Руси в 1604 году самозванца началась череда мятежей. В эти десятилетия на Волге, Дону и Тереке решался вопрос: быть или не быть единой России, а также о роли Русской Церкви в общественной жизни. И, благодарение Богу, к тому времени традиции духовной жизни и общественного согласия на южнорусских окраинах уже были заложены. За веру и Отечество стояли сильные личности, готовые вынести на своих плечах бремя противоречий и озлобления. Астраханские архиепископы Феодосии, Макарий, Рафаил, Пахомий и, конечно, наш великий заступник и собиратель Астраханской земли священномученик Иосиф, митрополит Астраханский, принявший смерть от разинцев в 1671 году приложили весь свой пастырский опыт и силу личного примера для приведения Астраханского края в согласие и спокойствие, к законным и справедливым порядкам. Признанием этих заслуг астраханского православия, свидетельством его значения для России стало придание с 1666 года Астрахани статуса митрополии — исключительного права, которым помимо нее пользовались в Русской Церкви только Великий Новгород и Казань».
Из выступления архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы на торжествах в связи с 400-летием Астраханской Епархии
«Церковный Вестник» № 21 (250) октябрь 2002 года

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский - 1656-1671 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань
Священномученик Иосиф, первый Митрополит Астраханский, родился в 1579 году в Астрахани в семье родителей Климента и Варвары, из служилых людей.
Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины.
Мальчику было семь лет, когда, в городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия I. Начальные люди Астрахани подверглись расправе, не пощадили мятежники и священнический сан, — самого владыку Феодосия, при котором Астраханская кафедра стала самостоятельной, с бесчестием отвели в Троицкий монастырь и посадили под стражу. Посягнуть на жизнь архипастыря мятежники не решились, однако же люди его подверглись жестокой расправе. Многих похватали, побросав вниз с раската, — верха высокой дозорной башни в кремле. Казнены были также несколько священников Успенского собора, попытавшихся заступиться за Феодосия. Толпа растерзала соборного протопопа Фому и иерея Кондрата, а протодьякон Никифор подвергся еще более страшной участи — его живьем сожгли на костре.
В дом отца будущего митрополита астраханского, Климента, который служил при владыке и пользовался его особым расположением, ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, отчего он страдал потом всю жизнь. Родителей, к счастью, в ту пору дома не было, но когда они вернулись — они нашли своего сына, маленького Иоанна — при смерти.
Подкупив стражу, его родители проникли к находящемуся под стражей владыке, тот, после долгой молитвы за ребенка, советовал им посвятить сына Богу, на что те с радостью согласились. Когда Иоанн немного пришел в себя, его отдали в обучение грамоте — к монахам Троицкого монастыря.
Однако, при жизни больше никогда не пересекались пути архиепископа Феодосия и Иоанна, которому предстояло в далеком будущем занять его место, — не решаясь содеять смерть владыки, восставшие насильно выдворили его из города, — закованного привезли в Москву к Лжедимитрию, которого святитель Феодосий обличал как самозванца.
Помня с младенчества этот урок, в будущем архипастырь Иосиф так же мужественно стоял за православную веру, государя и Отечество.
Ища спасения души, Иосиф поступил в местный Троицкий монастырь. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже — в сане игумена и архимандрита — уже на пятьдесят втором году жизни. Затем он уехал в 1656 году в Москву, где и был посвящен Патриархом Никоном в Архиепископа Астраханского.
Был он достойнейшим Архипастырем. О его добродетельной жизни и мудрой рассудительности знали не только в Астраханском крае, но и далеко за пределами его. Благочестивейший Царь Алексей Михайлович питал к нему особенное благоволение и вызывал его в Москву на Церковный Совет (в 1663-64 гг.). Патриархам восточным — Александрийскому Паисию и Антиохийскому Макарию, он показался «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность». В 1667 г. Святитель Иосиф стал Митрополитом — первым митрополитом Астраханским.
11 мая 1672 года во время бунта Стеньки Разина Святитель Иосиф призывал народ не поддерживать восставших, понимая, что бунт все равно будет подавлен и тогда прольются реки крови. Он непрестанно молился о прекращении кровопролития и призывал верующих к покорности властям, оберегая свою паству от неминуемого государева гнева.
Когда разинцы штурмом взяли Астрахань, сам атаман вершил свой короткий суд. Он повелел казнить воеводу Прозоровского, которого раненного принесли к нему на ковре, — приказал бросить защитника города с Раската, с крепостных стен.
Восставшие, которым терять уже было нечего, помимо захваченных бояр, стрелецких сотников, — которые мужественно защищали город, будучи верными присяге, — устроили также суд и над священнослужителями, считая, что они-то и являлись главными вдохновителями сопротивления восстанию Разина. Не пощадили ни дьячков, ни митрополита.
Иосиф принял мученическую кончину в городе, в котором родился, и жители которого были благословляемы им как возлюбленная паства, — в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями, священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы Святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился, и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, разбойники после долгих пыток сбросили Святителя Иосифа со ската крыши.
Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело Святителя было перенесено в придел святых Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось не погребенным. Затем честные мощи были положены в гробницу, но погребение их произошло лишь через три года. И все это время мощи сохранялись нетленными. Уже с первого дня мученической кончины Святителя от его святых мощей произошло много чудотворений.
Окончить повествование о первом митрополите Астраханском хотелось бы словами из книги «С молитвой против смуты», подробно описывающей житие Иосифа Астраханского, автором которой Высокопреосвященнейший Иона, Архиепископ Астраханский и Енотаевский:
«Погребение астраханского архиерея летом 1672 г. вылилось в небывалое торжество. Владыка Иосиф принял на себя главную тяжесть борьбы против бунта, и вот освобожденная Астрахань кланялась и приносила хвалу ему как настоящему победителю. Он лежал недвижим, но сама жизнь вокруг торжествовала победу и правду его. Погребение совершал преемник владыки Иосифа на Астраханской кафедре митрополит Парфений, рукоположенный в астраханского архиерея в последний день мая 1672 г. Честные останки священ новомученика были извлечены наверх и заново освидетельствованы, после чего стало известно, что тело его сохранилось совершенно нетленным, хотя уже более года прошло по кончине. Гроб поставили в Успенском соборе открытым, и множество астраханцев приходили прикладываться к нетленным мощам. Расслабленные у гроба начинали ходить, слепые прозревали, а из бесноватых выходили нечистые духи. Три дня простоял гроб в соборе, и три дня вереницей к нему шли жители города. Они искренне сокрушались, что так поздно прозрели и вовремя не услышали призыва своего архипастыря. Однако же они верили, что митрополит Иосиф не оставил их невидимым своим заступлением, и что именно по его молитвам Астрахань избежала нового кровопролития и многих жестоких казней.
В том же году по самоличному царскому распоряжению в Астрахани снесли башню-раскат, страшный памятник бунта. Символично, что место гибели священномученика Иосифа станет затем именоваться Лобным местом, как и Голгофа, на которой принял крестную смерть Христос.
Здесь будут оглашать указы властей и царские грамоты — всякий раз словно напоминая о том, что закон и спокойствие на Астраханской земле утверждены не одной земной властью, но, вместе с тем, трудами и кровью многих православных подвижников. В летописи святости, существующей в этом далеком краю еще от времен Хазарского царства и Золотой Орды, и после окажется записано еще много славных страниц. Однако, служение и жертва митрополита Иосифа стали исполнением и венцом христианского подвига, берущего на себя, особенно во времена исторических потрясений, самые неразрешимые и тяжелые бремена народной и государственной жизни».
(Полный текст книги можно прочитать на официальном сайте Астраханской и Енотаевской Епархии).
Книга, детально освещающая житие Астраханского Заступника, была высоко оценена Святейшим Патриархом всея Руси — Алексием II.
Канонизация Священномученика Иосифа Астраханского совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 года.
Особенно горячо способствовал этому архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан (Краснопольский), который в августе 1916 года прибыл в Астрахань, а в августе 1917 года стал наиболее активным участником Поместного Собора в г. Москве и одним из наиболее ярких сторонников возрождения патриаршества. Именно этот горячий поборник православия добился в столь тяжелое смутное время канонизации святого заступника астраханской земли, — во время, когда умы были заняты земными делами. И именно он повторил тот же мученический путь, и был так же прославлен по смерти.
Прославление священномученика пришлось отложить на год в связи с событиями 1917 — 18 г.г., после чего архиепископ Митрофан настоял на торжествах.
Многотысячный крестный ход в день прославления священномученика Иосифа Астраханского 11 (24) мая 1919 года в Астрахани подвергся расстрелу, причем, виновником этого объявили опять же архиепископа. Это, как и многие другие надуманные обвинения, легло в основу обвинения архиепископа в контрреволюционной деятельности. Летом 1919 года архиепископ Митрофан был арестован по подозрению в белогвардейском заговоре, а уже 23 июня (6 июля) 1919 года он был расстрелян. В 2001 г. священномученик Митрофан был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.
Так, согласно дошедшим до нашего времени легендам и слухам, один из разинских палачей, истязавших священномученика, под конец своей грешной жизни осознал, какой грех он совершил, подняв руку на священника, и быв участником казни невинного.
Летопись Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни, расположенной в Володарском районе Астраханской области — за паромом возле села Большой Могой, гласит, что в 70-х годах XVII столетия в дальнем скиту появился молчаливый, никому не известный человек. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач прожил здесь многие годы в посте и молитве, скончался и погребен был монахами.
С разинцами связана также и легенда о чудесном обретении иконы Смоленской Божьей Матери Чуркинским монастырем. Безбожники-разинцы, везущие из разбойничьих походов добычу, остановились в местности, впоследствии названной Разин-бугор (село Разино Володарского района Астраханской области), где решили разжечь костер на стоянке. В качестве топлива они использовали обобранную от драгоценностей святую икону без оклада. Однако богохульники были наказаны — разожженный ими же огонь ослепил и разогнал их, а икона Богородицы самостоятельно — против течения приплыла в чуркинскую пустынь, где и была обретена монастырской братией.
Будучи безвинно жестоко умерщвленным под пытками, владыко не находил покоя и после смерти. Как сказано выше, он и земле был придан по истечении длительного времени. Но и впоследствии мощи не раз тревожили. Вначале останки священномученика Иосифа покоились в крипте Успенского кафедрального собора (в подвале Музея, когда собор отобрали у церкви и устроили в нем экспозиции), причем, — в семидесятые годы вновь тревожили его покой при производстве околонаучных “археологических раскопок”.
В настоящее время благословенные мощи заступника и защитника астраханской земли находятся в нижнем храме Успенского кафедрального собора г. Астрахани, где многие верующие при обращении находят действенную помощь и утешение.
Смотрите также: акафист священномученику Иосифу, митрополиту Астраханскому.





