Каждый совершает свое чудо обретения Бога по-своему. Я слышала множество таких удивительных историй, какие ни один современный фантаст не придумает. Наверное, сколько людей, столько и путей к Богу. Но каждый раз – это история любви, история любви Господа к этому конкретному человеку. Поэтому заповедь любви – это, безусловно, самая главная заповедь для христианина. Любить Бога и любить ближнего, как самого себя… и вот именно второе  представляется наиболее трудным, и именно потому, что близкий человек предстает перед нами не всегда в приятном расположении духа, не всегда в красивом виде: с нами он и есть такой, какой он на самом деле, – без нарядной одежды на теле и душе.

Мы его знаем, «как облупленного» – такой вот «пасхальный» образ: вот оно – красное пасхальное яйцо, твердое и прочное в своей броне-скорлупе, но стоит его очистить, облупить, оно окажется мягким и беззащитным. Так и мы перед своими близкими: они знают все наши слабости и недостатки, они помнят все наши промахи и ошибки, они могут даже предугадать, что мы скажем или сделаем в следующую минуту… Да, в этом-то и трудность христианского подвига любви – любить своих близких такими, какие они есть на самом деле, без всяких «если бы».

Когда мы с мужем венчались, батюшка напутствовал нас словами о «мученическом венце брака». В то время меня это поразило: всегда венцы воспринимаются как царские, как нечто красивое и приятное, а тут вдруг – мученичество. И только теперь я понимаю, какое мудрое слово он сказал, как пытался предупредить нас, подготовить  к тому, что любовь – это постоянная жертва. В какой-то книге прочитала недавно: если хочешь сохранить любовь, забудь о гордости. Как это верно! Мне кажется, люди сегодня слишком любят себя и совсем не хотят любить никого другого, потому что эта любовь неизбежно потребует от них отказаться от своих желаний и привычек, а иной раз – даже от самых необходимых вещей. Жить одному гораздо проще: не надо приспосабливаться, терпеть раздражающие бытовые мелочи  (незакрытый тюбик зубной пасты, брошенные где попало вещи, разлитый и не вытертый чай и крошки повсюду…), невольные или нарочитые грубости, невнимание к своей великой персоне или даже раздражение твоим присутствием –  все это рано или поздно, редко или часто случается. И все это надо, просто необходимо терпеть, «если ты хочешь сохранить любовь»! А уж когда появляются дети!..

Неоднократно слышала такое мнение: «Больше трех – уже все равно, сколько детей!» Уж не знаю, кто это сказал первый, но не верю, что это была многодетная матушка. Поверьте мне, каждый ребенок – хоть первый, хоть десятый – особая личность и это особый труд, дополнительное напряжение всех душевных и телесных сил, потому что каждому нужно ваше внимание, любовь и – опять жертва. Даже старшие дети это уже понимают, когда говорят: «Жаль, что Еленка такая маленькая, можно было бы в горы всем вместе пойти с ночевкой… или поехать на море на целый день!»А я могла бы продолжить список: выспаться как следует, или пойти на концерт, или в театр (последний раз была еще до замужества), или поехать в гости к друзьям, или просто подольше полежать в  ванне! Думаете, не хочется?

Действительно, чем больше детей, тем меньше остается этих «хотений»: все свои личные желания отходят на второй, третий, шестой план и, что интересно, этого уже не замечаешь, такое состояние становится естественным. Жаль только, что зачастую и твои близкие настолько привыкают к твоей постоянной жертве, что уже ее не замечают и не пытаются переложить часть твоей ноши себе на плечи. Однако нашей душе это приносит огромную пользу, потому что «Христос почивает там, где благородство и великодушие, там, где дух жертвенности…» (Старец Паисий Святогорец, «Слова»).

И еще там же: «…Для того, чтобы пережить сверхъестественное, мы должны жить сверх естества» Если мы хотим действительно преобразиться, стать сынами и дочерями Божиими, надо приносить себя, т.е. свои желания и удобства, свои пользы и выгоды, в жертву близким. А мы все пытаемся переложить свое на плечи другого, да еще оправдываемся, не желая себя ни в чем ограничить,  другими словами, «стремимся к христианству без распятия», к «христианству сиюминутного воскресения» (там же).

Очень часто дети на просьбу старших сделать что-нибудь отвечают: «А почему всегда я?» И мне лично очень обидно это слышать. Я всегда вспоминаю слова Жанны Д’Арк: «Если не я, то кто же?» И если оглянуться назад, мы увидим, что раньше люди так и жили – для других прежде всего, не задумываясь, а выгодно ли это мне любимому? Даже наши родители, т.е. бабушки и дедушки наших детей, еще живут жертвенно: забывают себя ради детей и внуков, а вот наши дети, к сожалению, на первое место ставят себя, а потом уж остальной мир. Так их сейчас учат – с экранов телевизоров, через интернет, и даже со страниц некоторых учебников в школе. Так сильна окружающая их атмосфера себялюбия, что сопротивляться очень-очень трудно. И все-таки мы должны бороться за настоящую жизнь и искать в ней христианский смысл, на то мы и христиане.

Как-то я спросила детей, в чем смысл нашей жизни. Старшие задумались, а младший сын очень серьезно сказал: «Вот Господь нас так сильно любит… наверное, мы должны научиться тоже так любить». Я думаю, это именно тот случай, когда «устами младенца глаголет истина».

Юлия КОМАРОВА
(по материала портала prichody.ru)

Share 'Трудно быть…ближним' on Facebook Share 'Трудно быть…ближним' on LiveJournal Share 'Трудно быть…ближним' on Twitter Share 'Трудно быть…ближним' on vk.com Share 'Трудно быть…ближним' on Yandex Share 'Трудно быть…ближним' on Email
<< | >>