Епископ Хрисанф - 1874- 1877 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань

Хрисанф, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Владимир Николаевич Ретивцев, был сын священника села Эська Бежецкаго у. Тверской губ.; родился в 1832 г. Первоначально обучался в Бежецком духовном училище, затем в Тверской дух. семинарии, по окончании курса в которой поступил в Московскую дух. академию, где окончил курс в 1856 г. За свои отлично хорошие успехи по всем предметам академическаго курса он был причислен к первому разряду и 12 февраля 1857 г. возведен в степень магистра богословия. По окончании курса в академии, был учителем в Костромской семинарии, где принял монашество 29 сентября 1857 г. и в следующие дни посвящен во иеродиакона, потом во иepомoнaxa. В сентябре 1858 г. иеромонах Хрисанф был перемещен на должность преподавателя в Казанскую академию, где возведен в звание экстраординарнаго профессора, потом в Петербургскую академию, где был сначала профессором, а с 5 декабря 1866 г. инспектором, и в том же году возведен в сан архимандрита. 8 января 1869 г. архим. Хрисанф был избран на должность ректора С.-Петербугской семинарии, а 8 декабря 1874 г. посвящен во епископа Астраханскаго. 8 декабря 1877 г. перемещен на Нижегородскую кафедру, откуда 23 мая 1879 г. уволился по разстроенному здоровью на покой и перемещен в Московский Донской монастырь, с званием управляющаго сим монастырем, где и скончался 6 ноября 1883 года.
Еп. Хрисанф был муж даровитый и ученый. Будучи еще на первом курсе в академии, он написал разсуждения по словесности и истории, которыя ходили по рукам студентов академии и перечитывались ими. Во время служебной своей деятельности он написал обширное сочинение, под названием: «Религии древняго миpa», за которое был возведен в высшую ученую степень — доктора богословия, и которое переведено на иностранные языки. Будучи ученым, он в то же время был замечательным проповедником, чутким к современным запросам жизни, и своим ораторством увлекал слушателей и производил на них глубокое влияние. Когда он был еще пpoфeccopoм академии, то студенты с увлечением слушали его лекции, а на церковной кафедре он всецело овладевал вниманием своих слушателей. Один из заезжих слушателей вот как описал свое впечатление от проповеди еп. Хрисанфа, сказанной им в Астрах. кафедральном соборе после панихиды об убиенных русских добровольцах и православных братьях сербах во время войны с турками: «Маленький, невзрачный и рыжеватый владыка совершал панихиду, и вот, по окончании ея, вышел он на широкий амвон в сопровождении всего городского духовенства, окинул быстрым взором безчисленную толпу молящихся и, стукнув архиерейским посохом, воскликнул громким голосом, обращаясь к народу…. Да, по совести говорю, то было нечто вдохновенное. Точно электрический ток ударил в толпу, она шарахнулась и сейчас же замерла на месте, точно пригвожденная ко кресту тех страданий, которыя пред нашими глазами развертывал владыка, рисуя ужасы турецких злодеяний. Речь епископа лилась потоком, поражала неожиданностями и образностью, трогала сердца и волновала чувства до самой их сокровенной глубины. Гробовая тишина царила в соборе: среди вздохов и рыданий, да, рыданий! раздалось это вещее слово, и дым фимиама, курясь, разносил в душу слушателей эти пламенныя слова, эти потрясающие звуки. Все было смущено, все было взволновано и вознесено на высоту лучших человеческих помыслов. Губернатор, присутствовавший в церкви, видимо, переносил сильнейшее волнение: полицеймейстерь, родом серб, стоял на вытяжку, и крупныя слезы смочили его длинные седые усы, упадавшия на грудь, увешанную орденами…. «Действительно, еп. Хрисанф принадлежал к числу выдающихся витий и ораторов церковных. К служебным обязанностям он относился с чувством правды и долга и всегда действовал искренно. По отношению к Астраханской пастве он всегда чувствовал себя связанным крепким союзом, тесным духовным родством.
Трехлетняя деятельность еп. Хрисанфа в Астраханской епархии может быть названа, главным образом, духовно-просветительною. Чтобы дать возможность, с одной стороны, духовенству пополнять свое образованиe чрез чтение книг религиозно-нравственнаго содержания, а с другой стороны, прочим сословиям просвещаться чтением таких книг, он в Марте 1875 г. открыл епархиальную библиотеку в упраздненной церкви Спасо-Преображенскаго монастыря. (Инициатива этого дела принадлежит его предшественнику, преосвященному Феогносту, ныне митрополиту Киевскому и Галицкому, пожертвовавшему на этот предмет 100 р.). В эту библиотеку первоначально поступили книги из упраздненнаго Спасо-Преображенскаго монастыря и из благочиннических библиотек, а затем она стала пополняться выпискою духовных журналов и других книг. На это дело сам Преосвященный пожертвовал 100 руб. и 20 экземпляров своего сочинения: «Религии древняго мира». С этою-же целью еп. Хрисанф в 1876 г. учредил коммиссию, которой поручил составить список книг для церковных библиотек, которыя с следующаго-же года начали пополняться рекомендованными коммиссиею книгами. Для улучшения учебно-воспитательнаго дела в церковных школах, он учредил коммиссию, которой поручил coставить программы, предметов преподавания в сих школах, указать методы преподавания, учебныя руководства и пособия, выработать правила относительно дисциплинарной и административной части. Составленныя коммиссиею указания и правила были разсмотрены Преосвященным и в Июле 1876 г. обявлены по епархии к руководству. При обозрении епархии Преосвященный беседовал с прихожанами о пользе грамотности, о необходимости отдавать в школы не мальчиков только, но и девочек, при чем особенно старался искоренить издавна сложившееся убеждение у прихожан, что девочкам грамотность не нужна.
В 1875 году еп. Хрисанф основал Астраханския Епархиальныя Ведомости. Издание их в малоприходной Астраханской епархии (в 1875 году всех церквей вместе с домовыми было 183) представляло не мало затруднений. Мысль об издании Астраханских Епархиальных Ведомостей принадлежит бывшему Астраханскому епископу Феогносту, ныне митрополиту Киевскому и Галицкому. Признавая важность и необходимость иметь в eпapxии свой епархиальный орган, он 8 Марта 1871 г. сдал предложение в Духовную Консисторию следующаго содержания: «Находя крайне нужным и полезным издание Астраханских Епархиальных Ведомостей, предлагаю Консистории обсудить и представить мне, будет-ли выписка Епархиальных Ведомостей, цена которых предполагается около 5-ти рублей, со стороны церквей и духовенства покрывать расходы, необходимые на бумагу, печатание, переплет и другия потребности«; а ректору семинарии Преосвященный предложил составить программу для Eпapxиальных Ведомостей. Консистория, по наведении надлежащих справок, признала невозможным издание Епархиальных Ведомостей, так как предполагаемая к получению с подписчиков на Епархиальныя Ведомости сумма оказалась далеко недостаточною на издание их. Всех подписчиков оказалось на сумму 810 рублей, а на издание Ведомостей необходимо было 1832 руб. Посему Консистория 4 Марта 1874 г. постановила дело это производством прекратить, впредь до изыскания средств. Еп. Хрисанф вновь поднял вопрос об издании Eпapxиальных Ведомостей. 5 Марта 1875 г. он сделал Консистории по этому делу предложение, в котором относительно средств на издание Епархиальных Ведомостей писал так: «так как по малочисленности церквей Астраханской епархии издание их не может окупаться одною подписною с церквей суммою, то необходимы, по крайней мере на первых порах, особыя пожертвования для поддержания издания. Астраханским Архиерейским Домом и мною лично имеют быть сделаны с этою целью некоторыя пожертвования, но для полной обезпеченности нужно, чтобы и монастыри епархии приняли участие в этой жертве. Предлагаю Консистории в этих видах сделать от моего имени запрос настоятелям монастырей Покровскаго, Иоанновскаго и Чуркинской пустыни и о последующем доложить мне». На запрос Консистории монастыри изявили согласие жертвовать на издание Епархиальных Ведомостей: Покровоболдинский 30 руб., Иоанно-Предтеченский 60 руб., Чypкинcкий 150 руб. Сам Преосвященный сделал распоряжение, чтобы Apxиepейский Дом ежегодно вносил по 100 рублей и отчислял из его жалованья по 100 рублей. Ректор семинарии взял на себя безплатно редактирование и цензуру Епархиальных Ведомостей; преподаватели семинарии изявили готовность участвовать в издании своими трудами. Таким образом найдены были и средства на издание Eпapxиaльных Ведомостей, и сотрудники. По представлению еп. Хрисанфа, указом Св. Синода от 28 Мая 1875 г., разрешено было издание Астраханских Епархиальных Ведомостей, и № 1 их вышел 1-го Сентября того-же года под редакцией ректора семинарии, архимандрита Александра. Основанныя eп. Хрисанфом Астраханския Епархиальныя Ведомости вот уже около 25-ти лет служат органом местной епархиальной жизни и проводником мероприятий Епархиальнаго Начальства.
Особенно-же еп. Хрисанфа занимало дело просвещения светом христианской веры инородцевязычников и обращения заблуждающихся — раскольников и сектантов, и в этом отношении им сделано многое.
«В виду малонаселенности г. Царева и недостатка в нем людей образованных», основанное здесь в 1873 году Братство Св. Троицы, для лучшаго достижения своих миссионерских целей, переведено в г. Астрахань и учреждено при кафедральном соборе. Устроен миссионерский стан в Улан-Эрге с церквью, освященною 13 Октября 1877 г., и с причтом. 30 Декабря 1875 года открыта при Чуркинской пустыни школа с приютом для детей киргиз-кайсаков. 18 Августа 1876 года открыт в ceле Вахромеевке приют-школа для обучения калмыцких мальчиков, чтобы из среды самих калмыков приготовить миссионеров. При обозрении епархии еп. Хрисанф посещал кочевья крещеных калмыков, внушал им ходить в храм Божий, исполнять христианския обязанности, раздавал им крестики и т. п. Для воздействия на раскольников и сектантов открыты при Христорождественской церкви г. Астрахани публичныя по воскресным дням собеседования. В Августе 1877 года учреждена должность особаго миссионера, на содержание котораго изыскано по 1259 руб. ежегодно. В начале 1877-8 учебнаго года при Астраханской семинарии открыт класс для преподавания учения о молоканской секте и расколе, на каковой предмет монастыри, по предложению Преосвященнаго, изявили coглacиe жертвовать ежегодно по 150 рублей.
При сем Преосвященном, 6 Ноября 1877 года, открыт дом для призрения вдов и сирот духовенства, на каковой предмет он пожертвовал 150 рублей и при отъезде на Нижегородскую кафедру еще 200 рублей. В 1875 году, по ходатайству Преосвященнаго, Входо-Иерусалимская церковь перечислена из eпapxиaльнаго ведомства в ведение Правления мужскаго духовнаго училища, а Зосимо-Савватиевская — в ведение Правления духовной семинарии.
Астраханская паства относилась к eп. Хрисанфу с особенным уважением и любовью, как к ученому мужу, красноречивому проповеднику и человеку, отзывчивому на всякое доброе дело. Эти чувства выразились при отъезде его из Астрахани: духовенство поднесло ему икону Спасителя, городское общество дало в честь его обед в зале благороднаго собрания. На обоих берегах р. Волги, где предстояла переправа Преосвященнаго (это было 15 Января 1878 года), скопилось черезвычайно много народа, который с глубоким благоговением спешил в последний раз принять его благословение. На другом берегу, на Форпосте, Преосвященный с трудом проходил к своему экипажу сквозь густую толпу, простиравшую руки за благословением. Многие поехали провожать его до следующей почтовой станции.

Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on Facebook Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on LiveJournal Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on Twitter Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on vk.com Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on Yandex Share 'Епископ Хрисанф — 1874- 1877 гг.' on Email
<< | >>