
Епископ Митрофан - 1893- 1896 гг. - из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г.Астрахань
Митрофан, епископ Астраханский и Енотаевский, в миpе Матвей Васильевич Невский, был сын священника Орловской епархии Ливенскаго уезда. Первоначально обучался в Ливенском духовном училище, откуда в 1852 г. поступил в Орловскую духовную семинарию. В 1857 г. он, как лучший студент семинарии, был послан в Киевскую духовную академию, где окончил курс co степенью магистра богословия в 1861 г. В сентябре того же года он был назначен предподавателем в Воронежскую духовную семинарию; в феврале 1863 г. посвящен во священника к Тихвено-Онуфриевской церкви г. Воронежа; в 1865 г. определен законоучителем Воронежской гимназии; в 1866 г. перемещен к Воронежской домовой церкви Дворянскаго депутатскаго собрания. В декабре 1868 г. Правлением Курской духовной семинарии избран на должность ректора сей семинарии и 19 января 1869 г. возведен в сан протоиepeя. Овдовевши в 1887 г., он 7 января 1888 г. принял монашество, с именем Митрофана, и возведен в сан архимандрита. 14 февраля 1888 г. посвящен во епископа Ладожскаго, второго викария С.-Петербургской епархии; 12 июля 1890 г. переведен на самостоятельную кафедру в Пензенскую Епархию; 13 ноября 1893 г. переведен в Астраханскую епархию; 10-го августа 1896 г. перемещен в Орловскую епархию; 2 января 1899 г. переведен в Смоленскую епархию, где и скончался 23 мая того же года; похоронен в Смоленском Успенском соборе.
Преосвященный Митрофан на всех местах своего епископскаго служения снискивал себе полное уважение высоким учительством, благолепным служением, строгою исправностью и справедливостью по управлению, доступностью и готовностью придти на помощь там, где того требовали справедливость, пастырский долг и отеческая любовь к самому малому члену стада Христова. Являя собою пример трудолюбия и исполнения долга, он и от подчиненных всегда требовал честнаго труда и разумнаго дела. Будучи сам строгим и самоотверженным исполнителем своих обязанностей, не щадя себя во всем, что касалось наилучшаго исполнения своего долга, он и от подчиненных настойчиво требовал такого же отношения к делу. Он так высоко смотрел на свой служебный долг, что, кажется, никогда не был вполне доволен и своею собственною служебною деятельностью. Вот почему он никогда ни в чем не давал, как говорится, спуска своим подчиненным, простирая свое внимание до незначительных, по видимому, служебных частностей. При прощании с Астраханскою паствою он откровенно сказал, что он всегда желал видеть во всех честность, исправность и действование по совести; что часто он был мало доволен, требовал лучшаго и большаго, часто делал устныя и письменныя замечания — «и все это делал для того, чтобы все были еще более деятельны и сугубо осторожны».
Вследствие такого отношения Преосвященнаго к подчиненным ему лицам, некоторым из духовенства, мало знавшим его, он казался чрезмерно строгим и даже придирчивым. Но вообще духовенство всегда находило в нем строгаго, но заботливаго и любящаго отца. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но всегда справедлив и не давал в обиду своих подчиненных. Правда и милость, доброта и отзывчивость Преосвященнаго везде снискивали ему уважение, любовь и благодарность лиц, верно его понявших. Особенно он ценил людей умных и деловитых, к которым относился особенно снисходительно, не в пример другим. Все серьезные вопросы жизни, все, что дорого и свято для человека, находило в нем живой отклик. Жажда знания, готовность трудиться честно и серьезно для блага св. Церкви и отечества отличали его на всех местах его служения. Кому приходилось слушать его проповедующаго с церковной кафедры, те не забудут его увлекательных и красноречивых проповедей, которыя поражали слушателей даром умной речи, особенно же силой логики, ясностью и доказательностью мыслей и горячим воодушевлением оратора.
В Астраханской епархии Преосвященный Митрофан, кроме общаго мудраго управления eпаpxиeй, положил не мало забот для блага духовно-учебных заведений и в каждом из них оставил память о себе тем или иным благим делом. Так, благодаря его вниманию и заботливости, в Епархиальном женском училище увеличено содержание преподавателям и воспитательницам, во избежание частых и вредных в учебно-воспитательном деле перемен среди них; открыт при училище седьмой специально-педагогический класс для возможно лучшаго подготовления воспитанниц к учительству в школах; открыта образцовая школа для практики воспитанниц седьмого класса и для подготовки детей духовенства в 1 класс училища; начат постройкою трех-этажный каменный дом для помещения училищной больницы, вновь открытых седьмого класса и образцовой школы и других служб. В мужском духовном училище наставники получили прибавку к своему жалованью; училищныя помещения улучшились и расширились пристройкою новаго больничнаго корпуса.
Для епархии же самым главным памятником Преосвященнаго Митрофана служит епархиальный свечной завод, открытый 14 марта 1896 г., по его инициативе и настоянию. Завод открыт без всяких средств в нижнем, ничем не занятом, этаже здания епархиальной богадельни. На первоначальное обзаведение завода позаимствованы были заимообразно, с уплатою процентов, средства из свободных церковных сумм. Устроивши свечной завод, Преосвященный сам внимательно следил за всеми делами его, вникал во всякую мелочь. Вопреки мнению некоторых причастных к церковно-свечному делу лиц, полагавших, что завод не может существовать в Астраханской епархии, по малочисленности церквей в оной, свечной завод, постепенно развивая свою деятельность, в настоящее время (по отчету за 1901 г.) имеет капитала и имущества на 208, 338 руб. 33 коп. и приобрел за городом усадебное место для построения здания, соответствующаго целям завода.(Здание для завода окончено постройкою и освящено в 1902 г. и ежегодно собирает до 1500 руб., имея болеe 100 членов.)
Хотя завод существует только 7 лет, но он своими средствами начал уже покрывать некоторыя епархиальныя нужды. Главная же заслуга завода состоит в том, что он поставляет в храмы Божии свечи из настоящаго пчелинаго воска, между тем как прежде для церквей покупались у частных торговцев свечи, сделанныя из парафина, смолы и т. п. смеси и при горении дающия много копоти. К сожалению, не все еще прихожане сознают, что в храме Божием нужно ставить свечи из пчелинаго воска, а не из всякой негодной смеси; что лучше поставить маленькую свечу, но хорошую, чем большую, по негодную. Не сознавая этого, некоторые прихожане покупают у частных торговцев свечи, сделанныя из парафина, смолы и другой негодной смеси, потому что такия свечи дешевле свечей из пчелинаго воска; приносят их в храм, зажигают пред иконами и этими своими свечами коптят стены храма, иконы и другие церковные предметы, вводя таким образом храмы Божии в излишние расходы на ремонт. Да и грешно приносить в жертву Богу плохия и дешевыя свечи, коптящия храмы и св. иконы. Если кто, желая принести жертву Богу, старается в то же время соблюсти выгоду, покупая свечу похуже и подешевле; то угодна ли будет Богу такая его жертва?
В 1896 г. еп. Митрофан открыл Астраханский Отдел Православнаго Палестинскаго Общества, который, благодаря его энергии, в первый же год своего существования собрал пожертвований 7200 руб.
При сем Преосвященном, 1 октября 1894 г., происходило торжественное открытие Астраханскаго Окружнаго Суда и действий института земских начальников. В Окружном Суде Преосвященный сам совершал молебствие и произнес назидательное слово. В своем слове он, между прочим, призывал судей свято исполнять свои судейския обязанности и творить суд правый и милостивый, указал им на Господа Ииcyca Христа, как на высочайший идеал правды и милости. В ознаменование сего Преосвященный благословил председателя Окружнаго Суда ценною иконою Спасителя и, вручая ему ее, сказал: «Вам и преемникам вашимъ». На другой день, 2 октября, в помещении съезда мировых судей совершено было молебствие по случаю открытия городского мироваго съезда, а в час дня, в тот же день, Преосвященный с духовенством служил панихиду по Царе-Освободителе Александре ИИ в Александровском сквере, пред его памятником. Пред панихидою Преосвященный произнес весьма теплое слово, в котором, в заключение, приветствовал со введением в Астраханской губернии благодетельной судебной реформы по уставам Императора Александра ИИ, на каковых уставах Его державною рукою начертаны многознаменательныя слова: «Правда и милость да царствуют в судахъ».
Сей Преосвященный вместе с своею паствою пережил глубокоскорбные дни болезни, а затем смерти Царя-Миротворца Александра ИИИ, последовавшей 20 октября 1894 г. в Ливадии. 21 октября Преосвященный со всем городским духовенством совершил в Успенском соборе молебствие по случаю восшествия на Престол ныне Божиею милостию царствующаго Благочестивейшаго Государя Императора Николая Александровича. После молебствия Преосвященный привел присутствующих в соборе к присяге, а затем совершил панихиду по в Бозе почившем Государе Императоре Александре III.





